Обзор моделей успешной социализации детей в системе общего образования в 2014 году, реализуемых в субъектах Российской Федерации Р.В. Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» Проектный семинар «Распространение лучших практик реализации моделей успешной социализации детей в системе общего образования в 2014 году»
Портал для сбора данных
Направления исследования – внедрение моделей социализации детей: Модели, обеспечивающие успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов Модели развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности Модели, обеспечивающие успешную социализацию детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Модели формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого- педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся Модели антикоррупционного воспитания детей и подростков Модели организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей
Модели, обеспечивающие успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
При условии введения нормативов финансирования программ для детей с ОВЗ образовательным организациям рекомендуется:
Модели, обеспечивающие успешную социализацию детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Модели организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей
Модели развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности
Модели формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся
Формы проведения профилактических работ в образовательных организациях
Модели, реализуемые в рамках образовательных программ школ Новые типы занятий: -Социальные практики -Социальные пробы -Культурные практики и пробы -Экспедиции -Социальные и культурные проекты Новые типы программ: -Программы духовно-нравственного развития -Программы формирования универсальных учебных действий -Коррекционные программы Событийные форматы организации деятельности в образовательных организациях
Новые типы форм организации взаимодействия в образовательном процессе -Разновозрастные группы при проведении занятий -Наставники разновозрастных групп (например, классный руководитель не у класса, а у разновозрастной группы -Детско-взрослые проекты и исследования Новые типы организации образовательной среды -Нелинейное расписание; -Электронная среда; -Выход за границы здания школы; -Интеграция школьных программ и программ дополнительного образования детей. Модели, реализуемые в рамках образовательных программ школ
Институциональные механизмы обеспечения социализации ООП – новое понимание и фиксация образовательных результатов и механизмов их достижения учащимися. Становится важным не столько ЧТО узнать, сколько КАК… Формирование систем оценки качества образования, основанной на новом понимании качества образования. Формирование нормативов финансирования в опоре на специфику ФГОС ступеней общего образования. Формирование системы оплаты труда, адекватной решаемым педагогами задачам социализации детей.
Представление результатов социологических исследований: Организационные и финансовые механизмы реализации моделей успешной социализации детей
Фиксация 1. Легитимные механизмы финансирования образовательной организации не эффективно работают на задачу социализации детей с особыми нуждами Проблема 1. Не фиксируется специфика услуги в ряде случаев. Проблема 2. Не фиксируются нормативы (непрозрачны механизмы расчёта нормативов) Проблема 3. Нет обоснований для величин нормативов финансирования реализации образовательных программ для детей с особыми нуждами по сравнению с нормативами для реализации программ для обычных детей
Фиксация 2. Работа с детьми с особыми нуждами в массовых учреждениях не подкрепляется ФЭМ Проблема 1. Как финансово обеспечить возможность комплектования штатов ОО специализированным персоналом в случае, если детей с особыми нуждами немного? Проблема 2. Как можно обеспечить реализацию специальных программ в условиях инклюзивного образования без привлечения специализированного персонала? Проблема 3. В учреждениях унифицированная система стимулирования педагогов независимо от программ, которые они реализуют. Она основана на рекордных, а не на относительных показателях.
Фиксация 3. Существующие экономические механизмы могут препятствовать эффективной социализации детей Разновозрастные, совмещенные занятия в условиях ставочного подхода к оплате учителя невозможны или ведут к финансово- экономическим нарушениям в школе. Ставочный подход в оплате труда ведет либо к необходимости внеурочную деятельность учителя хронометрировать в часах, либо освободить учителя от этой деятельности – и то, и другое не способствует обеспечению социализации детей.