ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА Хаткевич С.В.-заместитель директора Гродненского областного ЦКРОиР
Организация эффективной коррекционно- педагогической работы невозможна без проведения тщательной всесторонней диагностики, направленной на -выявление индивидуальных особенностей ребенка, -распознавание характера нарушения ( н-р, речевого развития ),его структуры и проявлений.
Речевая симптоматика дизартрии характеризуется наличием трёх основных синдромов Первый синдром – синдром артикуляционных расстройств, который проявляется: В нарушении мышечного тонуса. В нарушении артикуляционной моторики, что обуславливает нарушение звукопроизношения В наличии диск координационных расстройств В нарушении согласованной деятельности нервных центров В наличии насильственных движений и оральных синкинезии и т.д Второй синдром – синдром нарушений речевого дыхания Третий синдром – нарушения голоса и мелодико- интонационной стороны речи
ДИАГНОСТИКА ЯВЛЯЕТСЯ НАЧАЛЬНЫМ ЭТАПОМ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Планирование занятий с детьми напрямую определяется теми показателями развития, которые выявлены в процессе диагностики Комплектование групп для детей с ТНР, комплектование ПКПП проводится на основе системы диагностических мероприятий, направленной на качественную квалификацию речевого нарушения
ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ДИАГНОСТИКИ СКРИНИНГОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ (устанавливает отличие данного нарушения речи от других, направлена на определение условий, содержания, методов и средств кор.-пед.работы) УГЛУБЛЕННАЯ (направлена на выявление индивидуальных особенностей ребенка; проводится в течение всего уч.года)
Принцип всесторонности и комплексности включает изучение не только разных сторон речи, но и неречевых процессов, сенсомоторной сферы Онтогенетический принцип предполагает знание закономерностей развития речи в онтогенезе, что помогает учителю- логопеду правильно отобрать языковой материал и виды работ по обследованию; материал для логопедического обследования отбирается индивидуально, но в рамках некоторых нормативов, характеризующих определенный возрастной период в жизни ребенка и его социальное окружение Принцип системности показывает, что при обследовании важно установить взаимосвязь между отдельными проявлениями речевого нарушения, определить его структуру, выявить нарушен. звенья и сохранные функции Принцип количественно-качественного анализа полученных данных (позволяет адекватно отразить состояние речи, выявить общее и индивидуальное, оценить результаты кор.работы) ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ БАЗИРУЕТСЯ НА ОСНОВЕ РЯДА ПРИНЦИПОВ (реализация данных принципов обеспечивает качество логопедической диагностики и является условием эффективной кор-пед.работы)
В настоящее время можно использовать следующие методики логопедического обследования, включающих количественно-качественную оценку: В.П.Глухов Методика обследования связной речи у дошкольников Т.В.Туманова Методика изучения словообразования у дошкольников А.Н.Корнев Скрининговая методика раннего выявления предрасположенности к дислексии у детей 5-7 лет
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!