Романовская игрушка
Из истории игрушки В с. Романово (близ Липецка) на берегу реки Воронеж родилась романовская игрушка. По историческим сведениям в XVI веке близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке город был преобразован в село Романово (ныне Ленино). Местность была богата залежами разнообразной глины, которая использовалась для изготовления посуды: горшков, крынок, мисок, ложек и др. Романовская посуда ценилась: ее охотно покупали в городе и окрестных деревнях, торговали ею на базарах и ярмарках в селе Боринское или уездном городе Липецке.
Для души мастера лепили и глиняные игрушки, в основном со свистками – свистульки (наиболее ранние датируются концом ХIХ века). Эти игрушки- свистульки стали по местности называться «романовскими». Для их изготовления использовали чёрную глину - наиболее прочную и послушную в руках. Обжигали игрушки в горнах.
Романовские свистульки
Романовская игрушка: в простоте замысла- искра Божья Почему игрушку всегда делали свистулькой? По древним поверьям свист отпугивает злых духов. Но есть и другая причина: ребёнок, когда играет на свистульке, развивает свои лёгкие. А начинается всё с куска глины. Мастер садится за работу. Руками скатал глиняный шар, потом, как из теста, сделал лепёшку. Защипывает края – получился большой пельмень, внутри полый, чтоб пространство для звука было. Руками формируется голова с кокошником, хвост с будущим свистком, крылья, и вот уже готов силуэт Сирина – птицы счастья. Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам. Это – полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением.
Романовские сюжеты Романовская игрушка имеет цвет солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости. «Глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов и нарядным декором в виде простых налетов, насечек, элементов гравировки и раскраски в два-три цвета. Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в Липецкой есть сюжет, выделяющий романовскую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция.
Современная судьба Постепенно с появлением промышленных образцов посуды гончарный промысел в Романове, так же, как и в других местах, пришел в упадок. Стала пропадать и романовская игрушка.
ВОЗРОЖДЕНИЕ РОМАНОВСКОЙ ИГРУШКИ Игрушку перестали лепить на продажу в 40-х годах 20 века, когда был введён большой налог на гончарство. А позднее и вовсе запретили производство игрушек. Возрождение романовской игрушки связывается с Виктором Васильевичем Маркиным, народным мастером. В шестидесятые годы прошлого века, работая в огороде, Виктор Васильевич неожиданно наткнулся на обломок глиняной фигурки. Копнул ещё раз – другой кусочек. Оказалось, что такие фрагменты глиняных игрушек попадаются, чуть ли не на каждом приусадебном участке и в Ленино, и в Троицком. В XIX веке почти в каждом дворе большого села Романово стояли горны, в которых обжигали гончарные изделия. Золу из печей часто высыпали на огород как удобрение. А вместе с золой в землю попадали и разбитые фигурки. – Местные жители рассказывали, что здесь делали игрушку- свистульку, – говорит Виктор Маркин. – Я стал интересоваться её историей, пробовал сам что-то лепить, но получалось плохо. А тут мне отец говорит: «Что ты голову ломаешь! Вон Ванька-горшечник знаешь, какие игрушки делает! Сходи к нему». И вот так Виктор Маркин познакомился со своим будущим учителем, потомственным гончаром Иваном Фёдоровичем Гункиным.
Потомственный гончар - Иван Фёдорович Гункин Иван Фёдорович был, как говорят, мастером от Бога. Гончарным мастерством владел настолько искусно, что работа его была сродни волшебству: завораживающе вертится гончарный круг, руки сначала будто нащупывают, ловят нужный момент, и вот – окунулись в глиняную массу и поплыли в ровном течении. Работал всегда молча. Даже когда показывал детям, как игрушки делать, – ни одного слова не проронит. Виктор Маркин, когда в 1986 году организовал в Троицкой школе кружок романовской игрушки, уговорил и Ивана Фёдоровича, чтобы тот азами своего мастерства делился с ребятами. Многие образцы романовских игрушек Иван Фёдорович восстановил по памяти. Умер Иван Гункин в 1997 году, оставив богатое наследство: несколько его собственных сюжетов романовской игрушки стали классикой этого ремесла.
Образцы романовских игрушек И.Ф. Гункина
Разнообразие «роман ушек» Среди «роман ушек» ещё множество разнообразных образов: царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, быки с тонкими полосками «инея», утки с целым ожерельем утят и такие сложные композиции, как барыни - «роман ушки», танцующие медведи, всадники-«казаки».
Поёт игрушка - романушка Первый Межрегиональный фестиваль народного творчества «Поёт игрушка- романушка» состоялся в 2007 году по инициативе областного Дома народного творчества и имел статус областного. Липецкая земля встречала гостей из Воронежской, Смоленской, Курской, Орловской, Рязанской, Тульской, а также Калужской областей. Мастера сделали игрушки по древним начертаниям, что нашли местные археологи. Основные образы – птица- феникс и кони.
Фестиваль роман ушки Фестиваль роман ушки – это всегда большой, яркий праздник, где каждый может прикоснуться к своим истокам, узнать много нового о липецком традиционном творчестве, научиться основам гончарного мастерства, и просто насладиться красотой русской культуры. Не у каждого получится с первого раза что-то «выдуть» из игрушки. Существует поверье, что у доброго человека игрушка должна засвистеть обязательно. У кого не получается - значит, злой человек, что-то недоброе у него на душе.
Источники информации 1. post.html 2.