Романовская игрушка. Из истории игрушки В с. Романово (близ Липецка) на берегу реки Воронеж родилась романовская игрушка. По историческим сведениям в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Романовская игрушка Ученицы 11 «б» класса Юпашевской Юлии.
Advertisements

Романовская игрушка Подготовила Фатеева Е.М. МБОУ СОШ 2 п. Добринка в с. Павловка.
НОМИНАЦИЯ: «Лучший культурно- познавательный туристический маршрут» «ПО СЛЕДАМ ЛЕГЕНД ГОРОДА РОМАНОВА » ОБУК «Областной Центр романовской игрушки» с. Троицкое,
Работу выполнили ученицы 9-го класса Средней школы 3 Им.Г.С.Боровикова Бахчаева Екатерина Рябинина Екатерина Рябинина Елизавета Замалеева Илиза Пилишкина.
Русские народные свистульки. У нас игрушки знатные, Складные и ладные, Мы повсюду славимся, Мы и вам понравимся.
Большакова Людмила Александровна учитель технологии начальных классов © Гимназия 56, 2007 © Большакова Л.А., 2007.
Выполнила: Гончарова Елена Сергеевна воспитатель МБДОУ Д/С 2 город Балаково.
Народное творчество. Дымковская игрушка.. Цель: познакомить с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента; познакомить.
Возникновение дымковской игрушки Подготовили ученики 5 а класса: Лесникова Света, Лещевич Лера, Щербакова Вера, Чистоклетова Вероника, Чухманов Степан.
Гжель… Издревле под этим кратким названием подразумевается местность, расположенная на юго- востоке Московской области, включающая несколько десятков.
Тайны гжельской росписи Авторы исследования: группа учащихся 5 «А» класса МБОУ СОШ 5 г. Кузнецка Пензенской области Тема проекта.
Народные промыслы городецкая роспись. ГОРОДЕЦ Есть на Волге город древний, По названью – Городец. Славиться по всей России Своей росписью, творец. Распускаются.
Проект Родом из детства Трудовое обучение «Изготовление объемных игрушек из различных материалов»
Этот народный промысел – яркая веселая игрушка, которую на забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. Появился.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение.
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ Воспитатель Капюченко Л.В.. ХОХЛОМА Хохлома – старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет.
Презентация к занятию по рисованию (старшая группа) по теме: НОД "Городецкая роспись"
Презентацию выполнила Маслова Т.В., учитель начальных классов МБОУ- гимназии 11 г.Тулы.
Презентацию подготовила учитель черчения и ИЗО МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3» Романова Татьяна Николаевна г. Воскресенск Московская область.
Дымковская игрушка Подготовила Редькина Виолетта.
Транксрипт:

Романовская игрушка

Из истории игрушки В с. Романово (близ Липецка) на берегу реки Воронеж родилась романовская игрушка. По историческим сведениям в XVI веке близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке город был преобразован в село Романово (ныне Ленино). Местность была богата залежами разнообразной глины, которая использовалась для изготовления посуды: горшков, крынок, мисок, ложек и др. Романовская посуда ценилась: ее охотно покупали в городе и окрестных деревнях, торговали ею на базарах и ярмарках в селе Боринское или уездном городе Липецке.

Для души мастера лепили и глиняные игрушки, в основном со свистками – свистульки (наиболее ранние датируются концом ХIХ века). Эти игрушки- свистульки стали по местности называться «романовскими». Для их изготовления использовали чёрную глину - наиболее прочную и послушную в руках. Обжигали игрушки в горнах.

Романовские свистульки

Романовская игрушка: в простоте замысла- искра Божья Почему игрушку всегда делали свистулькой? По древним поверьям свист отпугивает злых духов. Но есть и другая причина: ребёнок, когда играет на свистульке, развивает свои лёгкие. А начинается всё с куска глины. Мастер садится за работу. Руками скатал глиняный шар, потом, как из теста, сделал лепёшку. Защипывает края – получился большой пельмень, внутри полый, чтоб пространство для звука было. Руками формируется голова с кокошником, хвост с будущим свистком, крылья, и вот уже готов силуэт Сирина – птицы счастья. Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам. Это – полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением.

Романовские сюжеты Романовская игрушка имеет цвет солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости. «Глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов и нарядным декором в виде простых налетов, насечек, элементов гравировки и раскраски в два-три цвета. Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в Липецкой есть сюжет, выделяющий романовскую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция.

Современная судьба Постепенно с появлением промышленных образцов посуды гончарный промысел в Романове, так же, как и в других местах, пришел в упадок. Стала пропадать и романовская игрушка.

ВОЗРОЖДЕНИЕ РОМАНОВСКОЙ ИГРУШКИ Игрушку перестали лепить на продажу в 40-х годах 20 века, когда был введён большой налог на гончарство. А позднее и вовсе запретили производство игрушек. Возрождение романовской игрушки связывается с Виктором Васильевичем Маркиным, народным мастером. В шестидесятые годы прошлого века, работая в огороде, Виктор Васильевич неожиданно наткнулся на обломок глиняной фигурки. Копнул ещё раз – другой кусочек. Оказалось, что такие фрагменты глиняных игрушек попадаются, чуть ли не на каждом приусадебном участке и в Ленино, и в Троицком. В XIX веке почти в каждом дворе большого села Романово стояли горны, в которых обжигали гончарные изделия. Золу из печей часто высыпали на огород как удобрение. А вместе с золой в землю попадали и разбитые фигурки. – Местные жители рассказывали, что здесь делали игрушку- свистульку, – говорит Виктор Маркин. – Я стал интересоваться её историей, пробовал сам что-то лепить, но получалось плохо. А тут мне отец говорит: «Что ты голову ломаешь! Вон Ванька-горшечник знаешь, какие игрушки делает! Сходи к нему». И вот так Виктор Маркин познакомился со своим будущим учителем, потомственным гончаром Иваном Фёдоровичем Гункиным.

Потомственный гончар - Иван Фёдорович Гункин Иван Фёдорович был, как говорят, мастером от Бога. Гончарным мастерством владел настолько искусно, что работа его была сродни волшебству: завораживающе вертится гончарный круг, руки сначала будто нащупывают, ловят нужный момент, и вот – окунулись в глиняную массу и поплыли в ровном течении. Работал всегда молча. Даже когда показывал детям, как игрушки делать, – ни одного слова не проронит. Виктор Маркин, когда в 1986 году организовал в Троицкой школе кружок романовской игрушки, уговорил и Ивана Фёдоровича, чтобы тот азами своего мастерства делился с ребятами. Многие образцы романовских игрушек Иван Фёдорович восстановил по памяти. Умер Иван Гункин в 1997 году, оставив богатое наследство: несколько его собственных сюжетов романовской игрушки стали классикой этого ремесла.

Образцы романовских игрушек И.Ф. Гункина

Разнообразие «роман ушек» Среди «роман ушек» ещё множество разнообразных образов: царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, быки с тонкими полосками «инея», утки с целым ожерельем утят и такие сложные композиции, как барыни - «роман ушки», танцующие медведи, всадники-«казаки».

Поёт игрушка - романушка Первый Межрегиональный фестиваль народного творчества «Поёт игрушка- романушка» состоялся в 2007 году по инициативе областного Дома народного творчества и имел статус областного. Липецкая земля встречала гостей из Воронежской, Смоленской, Курской, Орловской, Рязанской, Тульской, а также Калужской областей. Мастера сделали игрушки по древним начертаниям, что нашли местные археологи. Основные образы – птица- феникс и кони.

Фестиваль роман ушки Фестиваль роман ушки – это всегда большой, яркий праздник, где каждый может прикоснуться к своим истокам, узнать много нового о липецком традиционном творчестве, научиться основам гончарного мастерства, и просто насладиться красотой русской культуры. Не у каждого получится с первого раза что-то «выдуть» из игрушки. Существует поверье, что у доброго человека игрушка должна засвистеть обязательно. У кого не получается - значит, злой человек, что-то недоброе у него на душе.

Источники информации 1. post.html 2.