Актуальность С привычкой награждать людей обидными прозвищами необходимо бороться. Важно знать и соблюдать правила речевого этикета, уважительно относиться к своему собеседнику
Цели работы: 1. Выяснить значение прозвищ в жизни современных школьников. 2. Определить способы образования собранных прозвищ. 3. Выявить различия в возникновении прозвищ в зависимости от пола.
Задачи: 1. Изучить историю происхождения прозвищ на Руси. 2. Выяснить путем анкетирования отношение учеников нашей школы к прозвищам. 3. Провести сбор прозвищ среди учеников 3-11 классов. 4. Проанализировать собранный материал, определить смысловые группы прозвищ. 5. Сравнить происхождение прозвищ у девочек и у мальчиков. 6. Сделать выводы.
Антропонимика - (от греч. anthropos – «человек», и ynyma – «имя»). Раздел науки, изучающий имена людей, прозвища, псевдонимы, имена героев литературных произведений.
П Р О З В И Щ Е – название, данное человеку по какой-то характерной его черте, свойству. (из словаря С.И.Ожегова)
Результаты анкетирования «Все о прозвищах» среди учеников 3 – 11 классов. п/п Вопросы анкеты Кол-во ответов 1. Есть ли у вас прозвище? а) есть б) есть, их несколько в) нет Когда у вас появилось прозвище? а) в детстве б) с приходом в школу Как вы относитесь к тому, что вас называют по прозвищу? а) нравится б) нравится, но только среди друзей или родственников в) безразлично г) не нравится д) не нравится, потому что оно обидное
Классификация прозвищ: 1. Прозвища, образованные от фамилии. 2. Прозвища, характеризующие внешность. 3. Прозвища, образованные от имени. 4. Прозвища, характеризующие черты характера человека, поведение. 5. Прозвища, образованные другими способами.
Диаграмма. Процентное соотношение прозвищ по группам
Различия в возникновении прозвищ в зависимости от пола. п/п Группа прозвищ Мальчики Девочки 1.Прозвища, образованные от фамилии Прозвища, характеризующие внешность Прозвища, образованные от имени Прозвища, отражающие черты характера человека Прозвища, образованные другими способами 5 6
З а к л ю ч е н и е 1. Мы выяснили, что прозвища широко распространены в нашей школе, но большинство школьников положительно относятся к ним только в дружеском кругу или среди родственников. 2. Изучая собранные прозвища, мы определили основные способы образования прозвищ: *прозвища, образованные от фамилии; *прозвища, образованные от имени; *прозвища, характеризующие внешность; *прозвища, отражающие черты характера человека; *прозвища, образованные другими способами. 3. Количественное сравнение прозвищ в данных группах, выраженное в диаграмме, показывает, что чаще всего прозвища образуются от фамилий, путем сокращения (48%) и от имен (25%).
4. Прозвища не должны быть обидными, тем более касаться физических недостатков человека. 5. Определяя различия в возникновении прозвищ в зависимости от пола, мы узнали, что как у девочек, так и у мальчиков, большинство прозвищ образуется от фамилий и имен. Но особенности внешности для образования прозвищ мальчики используют чаще, чем девочки, а разных способов, порой трудных для объяснения, наоборот, больше у девочек.