Минсельхоз России ФГБОУ ДПОС «Российская академия кадрового обеспечения АПК» Особенности применения антикоррупционного законодательства в государственной ветеринарной службе 1
2 Взяточничество Растрата Мошенничество Вымогательство Злоупотребление правом на рассмотрение, произвол Использование конфликта интересов / Незаконные операции с ценными бумагами Получение незаконного пособия, льготы или незаконного вознаграждения Фаворитизм Кумовство Незаконные пожертвования и вклады ФОРМЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СХЕМА ФОРМ КОРРУПЦИОННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ [1] [1] [1] Комитет ООН по Контролю над наркотиками и предупреждению преступности, Глобальная Программа Против Коррупции
КОРРУПЦИЯ - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. 3
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. 4
В З Я Т К А Самой опасной формой коррупции является взяточничество. Как известно, получение взятки не осуществляется без ее дачи, а дача – без получения. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает три вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст УК РФ). Получение взятки - одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействию). Дача взятки - преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (к бездействию) либо предоставлению (получению) каких- либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе. Посредничество во взяточничестве - помимо непосредственной передачи взятки посредничество может представлять собой способствование достижению соглашения между взяткодателем и (или) взяткополучателем либо в реализации такого соглашения. 5
Взяткой могут быть: - предметы (деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, а также квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость); - услуги и выгоды (лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости и т.д. Завуалированная форма - банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи и книги, преднамеренный проигрыш в карты, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д. Разновидностью взятки является так и называемый откат от англ. «kickback», заключающийся в том, что должностное лицо при выборе поставщика товаров или услуг выбирает определённое предложение, и за это получает от поставщика вознаграждение в виде фиксированной суммы или процента от суммы сделки. Получение взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как более общественно опасное деяние, чем дача взятки. 6
П О Д К У П Взятка лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях, директору, заместителю директора коммерческой фирмы или государственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру политической партии и т.д. в Уголовном кодексе Российской Федерации именуется коммерческим подкупом (статья 204). Особым видом подкупа является подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований, организаторами или членами жюри. 7
П О С Р Е Д Н И Ч Е С Т В О В О В З Я Т О Ч Н И Ч Е С Т В Е Взятка нередко дается и берется через посредников – подчиненных сотрудников, индивидуальных предпринимателей, работников посреднических фирм. Коммерческий подкуп может осуществляться через посредников - подчиненных сотрудников, партнеров по бизнесу, специально нанятых лиц. В части 5 статьи УК РФ установлена ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Санкции, предусмотренные пятой и первой частями статьи УК РФ, показывают, что обещание взятки или предложение посредничества во взяточничестве законодательством признаются более опасными, нежели собственно посредничество. 8
Кто может быть привлечен к уголовной ответственности за получение взятки Субъектом уголовного преступления - получение взятки, предусмотренного статьей 290 УК РФ, может быть должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации. К указанным лицам стоит относить: представителей власти, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленных законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также органами независимо от их ведомственной подчиненности (лица наделенные распорядительными полномочиями). Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. 9
Наказание за взятку и подкуп Вступившие в силу 17 мая 2011 г. изменения, внесенные в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ), предусматривают, что за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до 100- кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более 500 миллионов рублей, что является основным видом санкции за преступления коррупционной направленности. Также УК РФ дополнен нормой, предусматривающей ответственность за посредничество во взяточничестве (статья УК РФ). Расширено содержание предмета коммерческого подкупа и взятки за счет «предоставления иных имущественных прав». Кроме того, статьи 204, 290, 291 УК РФ дополнены новыми отягчающими обстоятельствами, в большей мере дифференцирована ответственность в зависимости от размера взятки. Сумма взятки, как правило, пропорциональна значимости используемых полномочий и характеру принимаемого решения. 10
Получение взятки (статья 290 УК РФ): 1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе - наказывается штрафом в размере от двадцати пяти кратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки. 2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере - наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки. 3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) - наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки. 11
(Продолжение статьи 290 УК РФ): 4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей статьи 290 УК РФ, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления - наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки. 5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой статьи 290 УК РФ, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) с вымогательством взятки; в) в крупном размере, - наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки. 6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами «а» и «б» части пятой статьи 290 УК РФ, совершенные в особо крупном размере - наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки. 12
Дача взятки (статья 291 УК РФ): 1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника - наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки. 2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере - наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки. 3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) - наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки. 4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей статьи 291 УК РФ, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) в крупном размере, - наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки. 5. Деяния, предусмотренные частями первой - четвертой статьи 291 УК РФ, совершенные в особо крупном размере, - наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки. Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. 13
Посредничество во взяточничестве (статья УК РФ): 1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, - наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки. 2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения - наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки. 3. Посредничество во взяточничестве, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки. 4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки. 5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве - наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или штрафом в размере от двадцати пяти тысяч до пятисот миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки. 14
Примечание к статье УК РФ (Посредничество во взяточничестве). Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве. Значительным размером взятки в статьях 290, 291 и УК РФ признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки – превышающие один миллион рублей. 15
Незаконное вознаграждение от имени юридического лица В соответствии со статьей КоАП РФ под незаконным вознаграждением от имени юридического лица понимаются незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением. За совершение подобных действий к юридическому лицу применяются меры административной ответственности вплоть до штрафа в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица. 16
Признаки вымогательства Гражданин, давший взятку или совершивший коммерческий подкуп (п.1. и п.2 статьи 204 УК РФ), может быть освобожден от ответственности, если: - установлен факт вымогательства; - гражданин добровольно сообщил о содеянном в правоохранительные органы. Помните! Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки или коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников. Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе рассматривается Уголовным Кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (статья 306). 17
Вымогательство взятки может осуществляться как в виде прямого требования («если не дадите….вопрос будет решен не в вашу пользу»), так и косвенным образом. Помните! Любой разговор может расцениваться как разговор о возможной взятке, если: - разговор носит иносказательный характер, когда речь чиновника состоит из односложных предложений, пусть даже и не содержащих открытых заявлений о том, что решить вопрос он может только в случае передачи ему денег или оказания какой-либо услуги и никакие «опасные» выражения при этом не допускаются; - в ходе беседы чиновник, заявляя об отказе решить тот или иной вопрос («не смогу помочь», «это незаконно», «у меня нет таких возможностей»), жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте), даже если сумма или характер взятки не озвучиваются, так как соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткодателю; - чиновник неожиданно прерывает беседу и под благовидным предлогом оставляет посетителя одного в кабинете. Оставив при этом открытым ящик стола, папку с материалами, портфель; - чиновник переадресовывает продолжение контракта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса. Признаки коммерческого подкупа аналогичны признакам вымогательства взятки. 18
Действия и высказывания, которые могут быть восприняты окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки Поведение, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, является неприемлемым для государственных служащих, поскольку заставляет усомниться в его объективности и добросовестности, наносит ущерб репутации системы государственного управления в целом. Для предупреждения подобных негативных последствий вам следует уделять внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, иными гражданами и, в частности воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, так а) необходимо воздерживаться от употребления при взаимодействии с организациями и гражданами слов, выражений и жестов, которые могут быть восприняты окружающими как просьба (намек) о даче взятки. К числу таких выражений относятся, например: «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры», «ну что делать будем?» и т.д.; б) обсуждение определенных тем с представителями организаций и гражданами, особенно с теми из них, чья выгода зависит от решений и действий служащих, также может восприниматься как просьба о даче взятки. К числу таких тем относятся, например: - низкий уровень заработной платы служащего и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд; - желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку; - отсутствие работы у родственников служащего; - необходимость поступления детей служащего в образовательные учреждения и т.д.; 19
в) определенные исходящие от государственных гражданских служащих предложения, особенно если они адресованы представителям организаций и гражданам, чья выгода зависит от их решений и действий, могут восприниматься как просьба о даче взятки. Это возможно даже в том случае, когда такие предложения продиктованы благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой государственного служащего. К числу таких предложений относятся, например, предложения: - предоставить служащему и/или его родственникам скидку; - воспользоваться услугами конкретной компании и (или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов; - внести деньги в конкретный благотворительный фонд; - поддержать конкретную спортивную команду и т.д.; г) совершение государственными служащими определенных действий может восприниматься как согласие принять взятку или просьба о даче взятки. К числу таких действий относятся, например: регулярное получение подарков; посещения ресторанов совместно с представителями организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) служащего. Внимание! Вас могут провоцировать на дачу взятки или коммерческий подкуп с целью компрометации и уголовного преследования! 20
Действия во избежание провокации взятки (подкупа) Вести себя в полном соответствии с должностным регламентом, по-деловому, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний которые могли бы трактоваться либо как вымогательство, либо как готовность взять взятку или пойти на подкуп. В случае открытой провокации взятки (подкупа) самостоятельно прекратить всяческие контакты с правокатором-взяткодателем, дать понять ему вежливо, но настойчиво (без двоякого толкования) о Вашем отказе пойти на преступление и убедить его смириться с тем, что важный для него вопрос решен таким путем. В случае явной провокации взятки (подкупа) вести себя необходимо с учетом вышеизложенного, но соблюдая уже крайнюю осторожность. Всегда помните, что вы должностное лицо и находитесь при исполнении должностных обязанностей! 21
Что следует предпринять по факту дачи взятки (подкупа) Столкнувшись с фактом (попыткой) дачи взятки (подкупа), Вы обязаны незамедлительно уведомить представителя нанимателя (работодателя) в лице Руководителя (заместителя Руководителя) своей организации, органы прокуратуры или другие государственные органы. Обязанность уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений предусмотрена частью 1 статьи 9 Федерального закона 273-ФЗ «О противодействии коррупции». 22
23 Антикоррупционная экспертиза правовых норм Информационное обеспечение граждан Открытость власти Регламентация деятельности власти Неотвратимость ответственности Повышение социального статуса служащих АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕРЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА