Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вспомните свой опыт учения в школе и вузе: Вы сами ставили перед собой учебные цели? Или Вас вел за собой педагог, предлагая усвоить некоторую тему, а.
Advertisements

«Основы деятельностного метода обучения». «Это очевидно, что мы рождены для деятельности» Цицерон Марк Туллий, 1 в. до н.
НИКОЛАЕВА Е.В. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ГОУ СОШ 1315 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УРОКА ХИМИИ.
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ.
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » Февраль.
1 Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » 2012г. Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» как механизм реализации ФГОС–2.
L/O/G/O Методологическая основа ФГОС – системно- деятельностный подход.
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Технология деятельностного метода обучения. Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
А. Дистервег «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Системно-деятелностный подход – методологическая основа стандартов второго.
ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» Тамбов 2010 года Механизмы формирования универсальных учебных действий в системе начального.
Технология деятельностного метода как средство реализации ФГОС Подготовила: Е.П.Вязинько, зам. директора по УВР МКОУ «ООШ с. Полевое» год.
Технология деятельностного метода в рамках внедрения ФГОС (Первые итоги, творческие поиски, методические находки) Тимофеева Светлана Валерьевна учитель.
Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго.
Система дидактических принципов деятельностного метода Маркова Галина Ивановна, учитель математики МАОУ «СОШ2»
Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьников.
Идеальная дидактика – это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах.
Урок открытия нового знания (ОНЗ).. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2–3 мин) 1) актуализируются требования к ученику со стороны.
Реализация технологии системно-деятельностного подхода в обучении математике «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они.
Транксрипт:

Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон.

Суть перехода к реализации ФГОС? Создание условий для развития личности учащегося.

А. Дистервег ( ) «Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…». «Дать труд человеку, труд свободный, напол- няющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности». К.Д. Ушинский ( )

1. Как учить? 2. С помощью чего учить? 3. Как проверить соответствие результатов целям? Ключевые изменения ФГОС2 1) Ориентация на результаты образования. 2) Объектами итогового контроля и аттестации являются: личностные, метапредметные и предметные результаты. 4. Как освоить новый педагогический инструментарий?

«... о развивающем обучении и воспитании можно вести речь только в русле того или иного конкретного понимания деятельности (то есть опираясь на конкретную и разветвленную ее теорию)». В.В. Давыдов ТЕОРИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Москва, 1995 Теория учебной деятельности В.В. Давыдова Общая теория деятельности Г.П. Щедровицкого, О.С. Анисимова Теория деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. (психологическая версия ) Теория деятельности Г.П. Щедровицкого (социотехническая версия) СД-педагогика «Школа » (Л.Г. Петерсон)

УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ учебное действие, имеющее надпредметный характер. УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ структурная единица учебной деятельности; представляет собой процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности. УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность и ее рефлексию (то есть знание ее структуры, составляющих ее УУД, умение выполнять все УУД и осуществлять их рефлексию). СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ ФГОС

С–16 Структура учебной деятельности

Затруд- нение КИ П цель проект Рефлексивный метод Само- оценка Реали- зация проекта Само- контроль Пробное действие Мотивация «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» Ж.-Ж. Руссо, ХVIII век Структура учебной деятельности (педагогическая версия)

Технология деятельностного метода (ТДМ) это педагогический инструмент, который позволяет учителю эффективно включать детей в самостоятельную учебную деятельность. ТДМ разрабатывалась исходя из следующих требований: 1) создать условия для того, чтобы дети на каждом уроке выполняли весь комплекс УУД, входящих в структуру учебной деятельности; 2) обеспечить при этом глубокое и прочное усвоение изучаемых ими знаний.

Технология деятельностного метода (ТДМ) 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности.

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД, выполняемых учащимися 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в УД (субъектный и личностный уровни). - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (П) УУД, выполняемые учащимися при работе по ТДМ

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД, выполняемых учащимися 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учащиеся должны: 1) Восстановить свои действия и выявить место – шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) Соотнести свои действия с используемым способом и зафиксировать причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. - волевая саморегуляция (Р); - анализ, синтез, сравнение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - использование знаково- символических средств (П); - постановка и формулирование проблемы (П); -формулирование и аргументация своего мнения; - учет разных мнений (К) УУД, выполняемые учащимися при работе по ТДМ

Типы уроков в ДСДМ: Урок открытия нового знания Урок рефлексии Урок систематизации знаний Урок обучающего контроля Типология уроков строилась, исходя из общего способа формирования любого нового элемента системы:

Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о природе, обществе, самом себе Принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда ученик не получает готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной учебной деятельности Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности Система дидактических принципов ТДМ Принцип вариативности предполагает формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта на основе заданного критерия Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне, и обеспечивает его усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума (ФГОС) Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессо- образующих факторов учебного процесса, создание доброжела- тельной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества

Аристотель «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Н.А. Рубакин « Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования ». Жан-Жак Руссо «Пусть ученик не заучивает науку, а выдумывает ее сам». А. Дистервег « Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Бернард Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию, это деятельность».

Аристотель «Чтобы преуспеть в учении, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». В.А. Сухомлинский «Всели в ученика веру в себя, в успех». «Моральные силы для преодоления своих слабых сторон ребенок черпает в своих успехах».

Система дидактических принципов ТДМ позволяет организовать единый учебно-воспитательный и здоровьесберегающий процесс, адекватный требованиям ФГОС. Су Дун По (средневековый китайский поэт) «Взгляни горе в лицо тупа вершина, А сбоку погляди она остра. Иди навстречу и гора все выше, Иди назад и ниже все гора... О нет, она свой облик не меняет, Гора одна и та же в этом суть. А превращенья от того зависят, С какого места на нее взглянуть».

ИКП ) Организационный момент (с использованием мотивирующих приемов); 2) Актуализация знаний; 3) Проблемное объяснение нового знания (с использованием моделей и схем); 4) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи; 5) Самостоятельная работа с самопроверкой в классе; 6) Включение в систему знаний и повторение; 7) Итог урока (с рефлексивным компонентом). Связь ТДМ с традиционной школой (базовый уровень) 3 Базовый уровень ТДМ первый, посильный для каждого учителя этап освоения деятельностного метода обучения, который уже на начальных стадиях дает существенное повышение качества образовательного процесса.

Связь ДСДМ с традиционной школой Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип творчества Принцип вариативности Принцип непрерывности Принцип деятельности Принцип целостности ТДМ Связь ДСДМ с системой Л.В. Занкова Принцип непрерывности Принцип творчества Принцип деятельности Принцип целостности ТДМ Принцип вариативности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности

Связь ДСДМ с системой В.В. Давыдова ТДМ Связь ДСДМ с исследовательским и проектным методами Принцип минимакса Принцип непрерывности Принцип творчества Принцип вариативности Принцип деятельности Принцип целостности Принцип психологической комфортности Принцип минимакса Принцип непрерывности Принцип вариативности Принцип творчества Принцип деятельности Принцип целостности Принцип психологической комфортности

Николай Иванович Лобачевский, «Чтобы выполнить педагогическую миссию, надо ничего не разрушать и все совершенствовать ».