Сущность понятия качества образования В обобщенном виде качество образования определяется как совокупность его свойств и их проявлений, способствующих удовлетворению потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства. В более узком смысле качество образования рассматривается как личностная особенность, необходимая человеку для осуществления той или иной деятельности. В современном понимании качество образования это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг.
Хорошее качество образования – это… для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь: * с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ; * с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни; * с глубокими прочными знаниями по всем предметам.
Хорошее качество образования - это... для родителей: * с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют ребенку найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей; * со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов; * с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.
Хорошее качество образования - это... для учителей: * с раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально); * с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать; * со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство; * с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт.
из высокого уровня профессионализма педагогов; из создания комфортности в обучении школьников; прочности знаний учащихся; соблюдение санитарно-гигиенических норм; из материально-технического обеспечения школы.
качество обученности школьников по образовательным областям; качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.); качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам); качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.); качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).
следование традициям и внедрение новации; повышение компетентности учителя; освоение и внедрение в работу новейших информационных технологий; определение причин типичных затруднений школьников и их коррекция; выявление уровня сформированности системы качества знаний учащихся; накопление и фиксирование индивидуальных достижений школьников путём оформления портфолио; организация проектной деятельности, позволяющей развивать творческие способности учащихся.
владение современными образовательными технологиями; способность делать учебный материал доступным пониманию; творческое применение методов обучения; способность организовать детский коллектив; интерес к детям; яркость речи, такт, связь с жизнью, способность к внеклассной работе.
технология личностно-ориентированного образования; технология уровневой дифференциации; технология игрового обучения; технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение); проектная деятельность; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии.
Пути повышения качества образования Технология личностно-ориентированного образования: цель создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели: - использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; - создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; - стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.
Проектная деятельность деятельность Проектная Методы: проблемные исследовательские поисковые Методы: проблемные исследовательские поисковые Деятельность: самостоятельная поисковая творческая Деятельность: самостоятельная поисковая творческая Результат, значимый для каждого участника проекта Организация проектной деятельности
«Дары осени» «При солнышке тепло, при матери добро» Клуб интересных встреч
Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Постоянный контроль знаний: Глубина и системность преподавания; Использование на уроках информационно-коммуникативных технологий (ИКТ): Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействия учителя и ученика. Оно позволяет развивать активную жизненную позицию у учащихся, вырабатывать навык коллективной работы, уметь оценивать ситуацию, принимать решение в спорных вопросах и отстаивать его. Направления: создание презентаций к урокам; использование готовых обучающих программ; работа с ресурсами Интернет. Компетентностный подход в обучении как главный фактор повышения качества образования на уроках.
обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся; открытое обсуждение новых знаний; решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту учащихся; дискуссия; диспут, столкновение позиций; игровая деятельность (ролевые и деловые игры); игровой психологический тренинг; практикум; проектная и исследовательская деятельность.
Формирование компетенций личностного самосовершенствования и оценочно-смысловой на основе учебного действия самоконтроля и самооценки: карточки карточки знаю + ? Сомневаюсь, хочу спросить ? ? Не знаю -
Запиши число, которое больше 5 на 2 Сравни числа 6…9 4…4 7…3 Решите примеры Воробей нашел 6 кормушек, а потом еще 2, сколько кормушек нашел воробей? Запиши числа в порядке возрастания 8,4,2,6,1 карточки карточки знаю + ? Сомневаюсь, хочу спросить Не знаю - ?
Формирование компетенций личностного самосовершенствования и оценочно-смысловой на основе учебного действия самоконтроля и самооценки. карточки карточки цена работы цена работы = =5 3+2=5 ?+-
1 направление: Формирование компетенций личностного самосовершенствования и оценочно-смысловой на основе учебного действия самоконтроля и самооценки. карточки карточки цена работы цена работы разноцветные фишки разноцветные фишки Сомневаюсь, возможно есть ошибка Уверен, все верно ?+-
Устноенародное творчество творчество Устноенародное Формирование коммуникативной и социальной компетенции: Формирование коммуникативной и социальной компетенции : пресс- конференции пресс- конференции мозаика мозаика Устноенародное творчество творчество Устноенародное
Класс Примеры проблемных вопросов, решаемых на уроках русского языка 1 класс Почему в словах под ударением после твердого согласного в сочетаниях «жи - ши» пишется гласный, обозначающий мягкость согласного? Одинакова ли роль «хитрых гласных» в словах «якорь» и «моряк»? 2 класс Почему слова произносятся и пишутся неодинаково? Бывают ли у слов «родственники» и как их найти? Почему в однокоренных словах типа «снег»- «снежный», «река»- «речка» некоторые буквы заменяют друг друга? 3 класс В слове главное его значение, а какое значение важнее в многозначных словах? Почему в однокоренных словах «на ели» и «на ёлке» пишутся разные окончания? 4 класс Какая тема текста позволяет использовать больше эпитетов: « Чем зимой питается заяц» или « Заяц- беляк» и почему? При помощи каких по цели высказывания предложений ты составишь памятку « Как вести себя в театре»? и др. Проблемный метод обучения
родительские собрания родительский всеобуч совместные проекты открытые уроки для родителей участие в конкурсах участие родителей во внеурочной деятельности консультации (индивидуальные, групповые) беседы
использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий; продолжать методическое совершенствование учителей для повышения их профессионализма; активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно- коммуникационных технологий, сети Интернет.