ОБРАЗОВАНИЕ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ. КОРОЛЕВСТВО ФРАНКОВ В VI – VIII ВВ.
1. Какой период времени охватывает история средних веков? 2. Почему изучаемый нами период называют средние века? 3. Каковы источники наших знаний об истории средних веков? Повторим изученное
ПЛАН УРОКА Франки захватывают Галлию Как Хлодвиг управлял государством Как росли владения знати Битва под Пуатье и военная реформа Кто должен быть королём франков
СЛОВАРНАЯ РАБОТА Франки – германский племенной союз. Хлодвиг – король франков. Меровинги – первая династия франкских королей. Династия – ряд правителей из одного рода, сменявшие друг друга на престоле. Титул – почётное или высокое звание. Графы – правители в областях из числа знати. Герцог - военный предводитель, избираемый родоплеменной знатью. Майордом – высшая придворная должность, управляющий королевским домом.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА Феод – земельные владения, за которые надо нести службу. Феодал – владелец феода Папа римский – глава церкви в Западной Европе Карл Мартелл – майордом, имевший сильную власть Пипин Короткий – сын Карла Мартелла
ФРАНКИ ЗАХВАТЫВАЮТ ГАЛЛИЮ В IV –VI вв. германцы переселялись со своей исторической родины – из земель севернее Альп – на территорию Римской империи. В 476 г. они завоевали Западную Римскую империю. Эта дата и считается началом истории Средних веков
СЕЛИЛИСЬ ГЕРМАНЦЫ НА ПОЛЯНАХ, У ОПУШЕК ЛЕСОВ, ОКОЛО РЕК И ОЗЁР, НА ПОБЕРЕЖЬЯХ МОРЕЙ. ИХ ПОСЁЛКИ СОСТОЯЛИ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ДВОРОВ ИЛИ ОДНОЙ УСАДЬБЫ, ПРИЧЁМ «КАЖДЫЙ ОКРУЖАЕТ СВОЙ ДОМ ПРОСТРАНСТВОМ». ПОЗЖЕ ЭТИ ПОСЕЛЕНИЯ РАЗРАСТАЛИСЬ В ДЕРЕВНИ ИЗ ДВОРОВ. ЖИТЕЛИ СОСТАВЛЯЛИ ОБЩИНУ, НА ОБЩИННОМ СХОДЕ РЕШАЛИСЬ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ. Тацит Франки захватывают Галлию
ФРАНКИ ЗАХВАТЫВАЮТ ГАЛЛИЮ
Создателем государства был вождь одного их племен Хлодвиг из рода Меровея – основатель династии Меровингов. Жестокий и беспринципный, зарекомендовал себя как одаренный военачальник.
ФРАНКИ ЗАХВАТЫВАЮТ ГАЛЛИЮ В бою у г. Суассон войска Хлодвига разгромили римлян и подчинили себе плодородные равнины Галлии, а затем покорили и некоторые племена в востоку от Рейна.
ФРАНКСКИЙ ИСТОРИК VI В. О СЛУЧАЕ С ДРАГОЦЕННОЙ ЧАШЕЙ Работа с документом с.14 Почему Хлодвиг не взял чашу сам, а обратился с просьбой к войску? Почему он не сразу отомстил, а «подавил» обиду? Что изменилось через год в поведении короля и войска? Чем можно объяснить такую перемену?
ФРАНКИ ЗАХВАТЫВАЮТ ГАЛЛИЮ Все земли франки разделили между собой, а владения наместника Хлодвиг присвоил себе. Прежняя знать признала Хлодвига. Они сохранили землю и вскоре слились с верхушкой франков в правящий класс. Германцы и местное население перенимали язык и обычаи друг друга, между ними возникали соседские и родственные связи.
КАК ХЛОДВИГ УПРАВЛЯЛ ГОСУДАРСТВОМ В конце V в. возникло государство франков. Хлодвиг истребил других вождей-соратников и многих своих родственников и стал королем, распространив свою власть на территорию всей страны. Важные решения Хлодвиг принимал сам, советуясь только со знатными людьми.
КАК ХЛОДВИГ УПРАВЛЯЛ ГОСУДАРСТВОМ Вся власть в стране принадлежала Хлодвигу и его окружению - королевскому двору. В областях правили наместники-графы. Они собирали налоги, командовали отрядами воинов, руководили местным судом. В случае войны собиралось ополчение, помогавшее дружине. Дружина существовала за счет налогов и военной добычи.
КАК ХЛОДВИГ УПРАВЛЯЛ ГОСУДАРСТВОМ Хлодвиг решил ввести единый закон для всего государства. Кровная месть заменена штрафом. Штрафы свидетельствовали о неравенстве - чем знатнее человек, тем штраф больше. По закону вина определялась судебным испытанием - из кипятка подозреваемый доставал металлический предмет. Судьи определяли вину по процессу заживления.
КАК РОСЛИ ВЛАДЕНИЯ ЗНАТИ Чтобы укрепить власть, король и его преемники раздавали земли своим приближённым и дружинникам в награду за службу. Они становились крупными землевладельцами и получали большую власть над населением, живущим на этой земле.
КАК РОСЛИ ВЛАДЕНИЯ ЗНАТИ В борьбе за власть потомков Хлодвига страдали от притеснений земледельцы. Часто они вынуждены были обращаться за помощью о защите к феодалу. Платой была потеря свободы и собственности. Зависимый земледелец продолжал вести хозяйство на прежнем наделе, но теперь он работал и на поле господина, и отдавал ему часть своего урожая.
БИТВА ПОД ПУАТЬЕ И ВОЕННАЯ РЕФОРМА 732 г. Пуатье После смерти Хлодвига королевская власть ослабела и перешла к майордомам, по своей воле смещавшим королей из династии Меровингов. В первой половине VIII в. в Галлию вторгались арабы, завоевавшие Пиренейский полуостров. В 732 г. Карл Мартелл нанёс им поражение под Пуатье, остановив их продвижение в Европе.
Лагерь франков Лагерь арабов Рыцари П е х о т а Л у ч н и к и Битва при Пуатье. 732 г.
БИТВА ПОД ПУАТЬЕ И ВОЕННАЯ РЕФОРМА феод феодалом Создание конного войска (конные воины получали участок земли с живущими на них зависимыми крестьянами). Позднее земельные владения, за которые надо было нести конную военную службу, стали передаваться по наследству. Такое земельное владение называется феод, а его владелец – феодалом.
КТО ДОЛЖЕН БЫТЬ КОРОЛЁМ ФРАНКОВ Каролингов.В 751 г. сын Карла Мартелла Пипин Короткий обратился к папе римскому за разъяснением: кто должен быть королём – имеющий власть или тот, кто лишь носит титул короля. Папа римский поддержал Пипина, который был провозглашён королём. Так к власти пришла династия Каролингов. Низложение последнего Меровинга
КТО ДОЛЖЕН БЫТЬ КОРОЛЁМ ФРАНКОВ лангобардами Пипин Короткий поддержал папу римского в борьбе с лангобардами _ германским народом, захватившим Италию. В результате двух походов города Рим и Равенна с прилегающей к ним областью были переданы под власть папы. Так образовалась Папская область _ государство, просуществовавшее более тысячи лет.
1. Кто такие франки? 2. Какой титул получил Хлодвиг после образования Франкского государства? 3. Какие качества Хлодвига позволили ему стать королём? 4. Как король управлял своим государством? 5. Чем отличалась власть короля от власти военного вождя? 6. Кто такие феодалы? 7. Кто захватил власть в государстве в результате ослабления королевской власти? 8. Где и когда произошло крупное сражение между франками и арабами? Закрепление изученного
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 1, задание 1 с. 20 (письменно), инд. задания из рубрики «Подумайте».
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ %F0%EE%EB%E5%E2%E0-%E2%E0%EB%FC%EA%E8%F0%E8%FF/ %F0%EE%EB%E5%E2%E0-%E2%E0%EB%FC%EA%E8%F0%E8%FF/ html html