Дети с ОВЗ в образовательной организации. И.А. Поволоцкая, педагог-психолог, первой категории МКОУ «Стародраченинская С.О.Ш.» 2014 г.
ТЕРМИНОЛОГИЯ «ребёнок с нарушениями в развитии»; «ребёнок с отклонениями в развитии»; аномальный ребёнок; «ребёнок с ОВЗ» ; «ребёнок с особыми возможностями»; «ребёнок с особыми образовательными потребностями»;
Категории детей с ОВЗ Нарушение интеллекта (ЗПР, умственная отсталость); Нарушение письма и речи; Нарушение зрения; Нарушения слуха; Нарушения опорно-двигательного аппарата; Эмоциональные нарушения и нарушения поведения; Начальные проявления психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, аутизм); Сложные дефекты;
Биологические причины аномалий ВРОЖДЁННЫЕ Пренатальная патология; Генетические поражения организма; ПРИОБРЕТЁННЫЕ Натальные нарушения (при родовые); Постнатальные (послеродовые);
Социальные причины аномального развития Виды факторов Способы проявления I Социально-экономическая ситуация в стране войны экономические кризисы политические реформы 2 Стрессовые факторы, обусловленные профессиональной деятельностью ненормированный рабочий день профессии повышенного риска (полиция, военные) профессии, связанные с высоким уровнем эмоционального напряжения (врачи, педагоги, психологи) 3 Специфика взаимоотношений в родительской семье неполные семьи дисфункциональные семьи
Виды нарушений взаимоотношений со значимыми взрослыми Виды нарушений Способы проявления 1 Дисфункциональное отношение матери/отца к ребенку дефицит общения; переизбыток общения; формальное общение; неравномерное общение; 2 Отсутствие одного из родителей Воспринимается ребенком травматично вследствие неправильного поведения оставшегося родителя или иных родственников проявляющегося в виде вербальной негативной реакции на отсутствующего родителя. 3 Конфликтные отношения между родителями открытые (ссоры, скандалы, драки); скрытые (нарушение иерархии, сексуальная неудовлетворенность, «психологический развод»)
Основные условия формирования психически здоровой личности Психолого-педагогические условия Характеристика и обоснование значимости 1 Наличие положительного эмоционального фона Развитие ребенка в среде, исполненной радости, формирует радостное восприятие жизни, способность быть и осознавать себя счастливым. 2 Личность значимого взрослого Биофильная ориентация у взрослых, окружающих ребенка, способствует формированию и у него ориентации на жизнь. «Лучшее, что могут сделать родители для своих детей - быть счастливыми» (пословица). 3 Предъявление требований к воспитаннику с учетом возрастных и индивидуальных особенностей Несоответствующие возрастным и индивидуальным особенностям требования значимых взрослых «погружают» ребенка в ситуацию неуспеха,, которая при длительном сохранении приводит к деформации личности.
Психолого-педагогические условия Характеристика и обоснование значимости 4 Равномерное чередование психофизического напряжения с расслаблением Ситуации «напряжения» побуждают к преодолению, действию, формируя активную жизненную позицию, веру в собственные силы. Ситуации «расслабления» создают возможности для отдыха, анализа достижений, постановки новых целей. 5 Строго продуманная и соблюдаемая система поощрений и наказаний Прогнозируемость ситуации - отсутствие почвы для возникновения неврозов. Кроме того, соблюдение системы наказаний формирует у воспитанника адаптивные формы поведения, а поощрений мотивацию достижения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ