Влияние семейного воспитания на современное общество Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться делать добро В. Сухомлинский
Проблема: - разрушение семьи как ячейки общества; - утрата влияния семьи на формирование личности ребенка как гражданина Цель: - показать значимость семьи в современном мире через призму поколений с помощью литературных произведений
Основные задачи Проанализировать значение семьи в литературных произведениях Сравнить с современным положением семьи в обществе Провести социологический опрос на выявление роли семьи для каждой отдельной личности Ожидаемый результат: осознание значимости семьи в современном обществе. Выявление результата через социологический опрос.
Актуальность На данный момент статистика такова: В России более 700 тысяч детей-сирот Число беспризорников уже сопоставимо с их количеством после войны Ежегодно в России пропадает более 30 тысяч детей 4 млн. наркоманов – от 11 лет и старше В 2004 году 154 тыс. преступлений совершили несовершеннолетние.
Значение семьи в современном мире Жизненные ценности современного поколения отличаются от ценностей XIX и XX веков. На первое место сегодня подростки ставят свободу и реже карьеру. Что же касается семьи, то она занимает далеко не первые позиции: Свобода – 55 % Карьера – 28% Любовь – 10 % Уважение людей – 4 % Семья – 3 %
Значение семьи в современном мире У 74 % учеников родители не проверяют, как учатся их дети 68% ответили, что родители не помогают в школьных делах 53% детей родители наказывают. Чаще всего это следующие методы: - лишение чего-либо (свободы, карманных денег и т.д.) – 33 % - беседа – 10 % - не разговаривать с ребенком – 7 % - физическое наказание – 3 % У 58% доверительные отношения в семье. 36% могут рассказать родителям обо всех своих проблема х.
Значение семьи в современном мире 64 % проводят со своей семьей не больше 70 часов в неделю. 52% учеников не любят отмечать праздники в кругу семьи. По мнению учеников самое важное, что обязаны сделать родители для своего ребенка – это: Помочь получить образование – 21 голос Вырастить по возможности здоровым – 17 голосов Передать жизненный опыт – 13 голосов Научить принимать решения – 13 голосов 69% подростков не стремятся создать семью. 53% не хотят иметь детей. 48% не будут воспитывать своих детей так, как их воспитывают родители.
Значение семьи в современном мире Семья для меня – это… 56% ответили, что это – родственники, близкие люди. 7% ответили, что семья для них очень важна, что это – всё для них. Или, например: «Семья – это люди, которых я люблю и которые обеспечивают меня ». «Место, где меня поймут …» «Родственники и материальные связи » И лишь один человек ответил, что семья – это основа воспитания детей …
Семья в понимании А.С. Пушкина Понятие «любовь», «благородство», «честь» сами по себе не возникают в сердце человека, становление души происходит в отеческом доме. В христианском понимании родительская любовь – это долг, обязанность воспитывать ребенка добрым словом, добрым примером.
Береги честь смолоду… Писатель считал, что дети всегда впитывают лучшие качества своих родителей. И, действительно, Петруша Гринев – достойный сын своего отца, человек чести и долга. Жизненные ценности семьи Гриневых: доброта, честность, любовь и милосердие. Ярким примером является семья Гриневых из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Ежели врожденных наклонностей человек не имеет, то ясно, что добро и зло зависят от воспитания… Семейный мир для любимых героев Толстого – мир детства. Детскость души (чистота, наивность, естественность), которую сохраняет человек, - это, по убеждению Толстого, и есть сердцевина нравственности, суть прекрасного в человеке. Так, например, роман-эпопея «Война и мир», показывает различные типы семей начала XIX века и их ценности. Л.Н. Толстой писал: «Люди как реки: у каждого свое русло, свой исток». Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад, основываться которые должны на самоотдаче, любви, заботе и понимании друг друга.
Где начинаются тайны – там начинаются раскол и распад… Главный талант этой семьи – любить. Ростовы не способны на ложь, скрытность перечит их честным натурам. Стержень семьи – мать. Мать – синоним мира семьи у Толстого, как природный камертон, по которому будут проверять свою жизнь дети Ростовых. Семейство Ростовых отличает способность притягивать к себе людей, понимать чужую боль, сопереживать и сочувствовать.
Семья - не рай, не идиллия, а сплоченный мир родственных людей… Незаурядность отца, Николая Андреевича, разочарованного в свете и почитающего только две добродетели: « деятельность и ум », отразились и в его детях – князе Андрее и княжне Марье. В семье Болконских очень сильна жажда деятельности, желание быть полезным. Отношения в семье складываются на единстве взглядов и мыслей, отсюда и взаимопонимание, и искренняя дружба. Духовное родство, строгость и требовательность, которые идут только из желания добра детям, - вот главные характеристики семейного уклада Болконских.
Нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях… Василь Курагин, отец троих детей, видит в них только крест, обузу, тяжесть, мечтая пристроив их повыгоднее, скорее сбыть их с рук. Дети перенимают черты своего отца, они, также как и он, очень спокойны, равнодушны ко всему, кроме самих себя, душевно черствы и способны на подлость. Пустота и бездуховность Курагиных является отличительной чертой всего их семейства. Как говорит Пьер: «Где вы, там разврат, зло». Курагины – пустоцветы, от них не может ничего родиться, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу, а Курагины же умеют только брать.
Геральдическая символика лазурь - великодушие, честность, верность, безупречность серебро – благородство, откровенность, правдивость, чистота единорог - чистота и чуткость, энергия и жизнелюбие
Геральдическая символика грифон -защитник своего семейства, храбрость, мужество, гордость, непреклонность красная оконечность - кровь, пролитая в боях, способность горячо и искренне любить
Геральдическая символика гарпия -"свиреп, когда спровоцирован", символ порока и страстей бурно-волнистая чёрная оконечность в серебряном поле символизирует Курагиных как отрицательных героев, которые находятся среди чистоты и благородства других
Эпизоды из жизни одной семьи… "Господа Головлевы" - социальный роман из жизни дворянской семьи. В романе Салтыков-Щедрин разоблачает бессмысленность накопительства, полную пустоту помещичьей жизни. Основой всего этого являются эгоизм, корыстолюбие, бездушный индивидуализм. В семье Головлевых царит взаимная ненависть, подозрение, бездушная жестокость, лицемерие. Члены семьи постоянно враждуют между собой, постоянно ругаются из-за наследства. Деспотизм, привычное подавление личности детей повлекло за собой нравственное разложение их душ, формирование натур приниженных, готовых на ложь, обман и предательство. Праздность, паразитизм - вот причина разложения семьи.
Лишь внешне покоен и тих Дон-батюшка… Ильинична, мать Григория Мелехова, готова жертвовать собой, лишь бы облегчить жизнь детям и домочадцам. Наталья, жена Григория, беззаветно любит мужа, понимая, что его сердце привязано к другой женщине, но молча страдает. Аксинья, зная, что Григорий ее любит, готова нарушить все правила, установленные жизнью. Семья ей становится безразлична. Григорий же вынужден разрываться между тоской по дому и семье и роковой страстью к Аксинье. После смерти Натальи и Аксиньи Григорий лишился всего, что было дорого его сердцу: «Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети». Роман-эпопея М. Шолохова "Тихий Дон" рассказывает о переломном времени, когда рушился многовековой уклад жизни, где в смертельной драке брат идет на брата, сын на отца. Забыты доблесть и честь, традиции, законы.
Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся… Главные черты семьи – цинизм, алчность, склочность, равнодушие ко всему окружающему, кроме их собственного благополучия. «Семья жила шумно, откровенно и даже цинично, и Д. стремилась вон из этого вонючего людского тепла». Так, когда родители Д. узнают, о том, что ее тетушка завещала свой дачный участок не им, а их дочери, они злятся и кричат на нее, требуя своей доли. Это говорит об их эгоизме и стремлении к обогащению, к получению собственной выгоды. Д. никто никогда не говорил ничего хорошего, она росла в обстановке вечной критики, постоянных претензий и скандалов. А скандалы были для них «обычной вещью, заурядным разговором». В такой семейной обстановке девушка Д. могла вырасти только замкнутой, скромной, нерешительной и безвольной…
Жизненные ценности современной семьи: честность – 37% доброта – 26% взаимопонимание – 26% целеустремленность – 11% порядочность – 11% Качества, воспитанные родителями: честность – 27% порядочность – 22% уважение к старшим – 18% дружелюбие – 18% коммуникабельность – 7% Результаты социологического опроса
74 % считает, что отношение к семье сегодня хуже, чем раньше. В большинстве современных семей есть те или иные проблемы, например, такие как: непонимание – 51% невнимание – 22% ссоры, грубость – 11% А также скрытность, разные взгляды, занятость родителей, неумение ценить близких (по 1 %).
70 % считают неполные семьи неполноценными. Изменить в своей семье хотелось бы: сделать более доверительной – 11% более дружной – 7% 79 % обязательно будут говорить своим детям о значимости семьи. Воспитывать в детях будут: честность – 37% доброта – 37% отзывчивость – 30% порядочность – 30% благородство – 11% деятельность, уверенность в себе – 7 % Результаты социологического опроса
Модель семьи будущего ИДЕАЛЬНАЯ СЕМЬЯ честная равноправная обеспеченная дружная открытая толерантная понимающая полная любящая
Заключение Таким образом, сравнив семейные ценности XVIII-XX веков с ценностями современности, мы выявили различия, а затем показали опрошенным ученикам, что раньше семья воспитывала истинные, необходимые человеку нравственные ценности. Сегодня же гражданский институт разваливается, так как семья больше не воспитывает чувства патриотизма, стремления к улучшению жизни общества, а также таких важных качеств, как честность, порядочность, открытость, доброта, милосердие и многое другое, что в прошлые века было неотъемлемой частью каждого человека и всего общества в целом. Так, мы заставили учеников задуматься над этой проблемой, а следовательно, в дальнейшем они смогут воплотить в своей семье только лучшие качества, которые неоднократно подчеркиваются произведениями классической литературы.