ТЕМА УРОКА: СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИКУ» ЦЕЛЬ УРОКА: ПОДГОТОВКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ 1 ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ и НАЧАЛА ФИЗИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ».
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ. НЕКОТОРЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ, ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ НЕКОТОРЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ, ИХ НАЗВАНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, ЕДИНИЦЫ. ИЗМЕРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИН, ЦЕНА ДЕЛЕНИЯ ШКАЛЫ, ПОГРЕШНОСТЬ. РЕШЕНИЕ РАСЧЁТНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
Распределите приведенные в перечне термины по соответствующим им категориям физики. Задание 1. Перечень терминов. минута, дождь, вода, метр, объём, бег, кот, ученик, масса, тонна, время, железо, капля, воздух, полёт. Категории физики. 1. Физическое тело. 2. Физическое явление. 3. Вещество. 4. Физическая величина. 5. Единица измерения физической величины.
Задание 1. 1.Тело: 2. Явление: 3. Вещество: 4. Величина: 5. Единица величины: Заготовка решения задания 1. Перечень терминов. минута, дождь, вода, метр, объём, бег, кот, ученик, масса, тонна, время, железо, капля, воздух, полёт.
Задание 1. 1.Тело: кот, ученик, капля. 2. Явление: дождь, бег, полёт. 3. Вещество: вода, железо, воздух. 4. Величина: объём, масса, время, 5. Единица величины: минута, метр, тонна. Образец правильного выполнения задания 1.
Распределите приведенные в перечне названия процессов по типам физических явлений. Задание 2. Перечень процессов. падение камня, поворот стрелки компаса, охлаждение воды, гром, шорох, столкновение тел, образование тени, ток в проводах. Типы физических явлений. 1. Механические. 2. Тепловые. 3. Электрические. 4. Магнитные. 5. Световые. 6. Звуковые.
Задание Механические: 2. Тепловые: 3. Электрические: 4. Магнитные: 5. Световые: 6. Звуковые: Заготовка решения задания 2. Перечень процессов. падение камня, поворот стрелки компаса, охлаждение воды, гром, шорох, столкновение тел, образование тени, ток в проводах.
Задание 2. Образец правильного выполнения задания Механические: падение камня, столкновение тел. 2. Тепловые: охлаждение воды. 3. Электрические: ток в проводах. 4. Магнитные: поворот стрелки компаса. 5. Световые: образование тени. 6. Звуковые: гром, шорох.
По рисунку ответьте на заданные вопросы. Ответы обязательно нумеровать! Задание Укажите название прибора. 2. Укажите название, условное обозначение и основную единицу измеряемой прибором величины. 3. Укажите единицу измерения величины данным прибором. 4. Укажите цену деления шкалы прибора. 5. Укажите абсолютную погрешность измерения величины этим прибором. 6. Укажите измеренное (приближенное) значение величины. 7. Укажите достоверное (точное) значение измеренной величины с учётом погрешности её измерения. 8. Укажите пределы измерения см 3
Задание Мензурка. 2. Объём, V, м см см 3. (140 см 3 – 120 см 3 ) : 5 = 4 см см 3. 4 см 3 : 2 = 2 см см 3. V = 120 см 3 + 2· 4 см 3 = 128 см V = ( 128 ± 2 ) см От 0 см 3 до 160 см см 3 Образец правильного выполнения задания 3.
Определите внутренний объем дымоходной трубы предприятия, если её высота 40 метров, а радиус внутреннего сечения 50 сантиметров. Задача 4. Задача 5. В кабинете длиной 5 м, шириной 4 м и высотой 3 м находится учитель и 14 школьников. Какой объём воздуха в среднем приходится на каждого человека? Внимание! Учитель – тоже человек. Образцы решений задач 4, 5 и их правильного оформления приведены на следующих двух слайдах.
1. Что такое «физическая величина»? 2. Что такое «объём»? 3. Что такое «цена деления шкалы» измерительного прибора? 4. Сформулируйте правило определения цены деления шкалы измерительного прибора. 5. Чему равна абсолютная погрешность измерения величины? Физический диктант по определениям, законам, правилам и формулировкам. (В дальнейшем - «определения»).
1. Как обозначается и в чём измеряется длина? 2. Как обозначается и в чём измеряется время? 3. Как обозначается и в чём измеряется объём? 4. Как обозначается и в чём измеряется площадь поверхности? 5. Как обозначается и в чём измеряется температура? Кроме этого: ширина, высота, радиус, диаметр. Физический диктант по названиям, условным обозначениям и единицам измерения величин. (В дальнейшем - «буквы»).
1. Запишите формулу для расчёта длины окружности. 2. Запишите формулу для расчёта площади круга. 3. Запишите формулу для расчёта площади прямоугольника. 4. Запишите формулу для расчёта объёма прямоугольного параллелепипеда. 5. Запишите формулу для расчёта объёма цилиндра или призмы. Физический диктант по основным изученным аналитическим закономерностям. (В дальнейшем - «формулы»).
Правильные ответы на физические диктанты. «Буквы»Формулы
Итоги темы «Основы физики». НЕКОТОРЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ, ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ НЕКОТОРЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ, ИХ НАЗВАНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, ЕДИНИЦЫ. НЕКОТОРЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ, ИХ НАЗВАНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, ЕДИНИЦЫ. ИЗМЕРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИН, ЦЕНА ДЕЛЕНИЯ ШКАЛЫ, ПОГРЕШНОСТЬ. РЕШЕНИЕ РАСЧЁТНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
Домашнее задание. К понедельнику: подготовиться к физическим диктантам по «определениям», «буквам», формулам. Иметь чистый одинарный листок. Ко вторнику: подготовиться к самостоятельной работе. Иметь чистый двойной лист. Повторить решения задач 5, 12, устно решить задачи , 31, 39, письменно решить задачи 28, 30. Повторить §1 - §6, итоги главы.