5 тезисов об инклюзивном образовании. Любимов М.Л., к.пс.н., директор ГБОУ ЦППРиК «Благо», старший научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ
«Индекс толерантности» стран отчет ОЭСР Societyat a Glance 2011
Религия (религиозное сознание) Семья Образование (гуманитарное)
Гуманитарное образование В гуманном толерантном отношении большинства европейских народов не только друг к другу, но и к инвалидам, а также к их проблемам, есть значительная доля вклада такого вида образования.
Первый тезис Для успешного внедрения и развития инклюзивного образования необходимо стремиться к повышению уровня культуры в нашей стране в целом, а также изменению гуманитарного образования.
Второй тезис Важно подобрать тот вариант инклюзии, который подходит для данного региона.
Инклюзивное образование в России создание школ инклюзивного образования организация инклюзивных классов
ЗАО Г. Москва 1368 детей с ОВЗ 1229 школьников- вне инклюзивного образования 139 школьников с ОВЗ общеобразовательных школ – школ официально инклюзивного образования. на 2011 год
Третий тезис Сложность реализации инклюзивного образования в школе. «что делать?» «с кем делать?»
Эксперимент, проведенный специалистами ГОУ ЦППРиК для детей с нарушениями слуха и речи «Благо» с 2004 по 2010 гг Образование Необходимая адаптированная образовательная среда интегрированноенет инклюзивноеесть Без специального обучения учителя при наличии в его классе ученика с ОВЗ данный класс является по сути интегрированным - в нем не создана минимальная адаптированная образовательная среда. Инклюзивным класс становится с того момента, как учитель получит хотя бы краткосрочную специальную подготовку.
Успешность поддержки инклюзивного образования в общеобразовательных школах во многом зависит от сопровождения его окружными ресурсными центрами по развитию инклюзивного образования через регулярное методическое обеспечение дистанционными технологиями (важно Департаменту образования разрешить строку финансирования для такой работы методистов).
интеграция инклюзия Особую роль в оказании специальной помощи и решении проблем психолого- педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в процессах интеграции играют специализированные Центры.
Четвертый тезис Детей-инвалидов надо готовить к общеобразовательной школе! Необходимо также проводить работу с педагогическим, ученическим, родительским коллективами школы по успешному принятию ребенка с ОВЗ.
Пятый тезис Внедрение и развитие инклюзивного образования требуют от властей системных и продуманных решений.
Что делать? 1.Использовать отработанные и принятые профессиональным сообществом модели непрерывного маршрута ребенка-инвалида от стадии раннего выявления нарушения до стадии его устойчивой адаптации в нормальной среде; 2.обучать родителей грамотному и активному участию в деле воспитания и обучения своих детей;
Что делать? 3.осуществлять диагностику психолого- медико-педагогической комиссией на базе Окружных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования и опираться на дифференцированные показания детей с ОВЗ к инклюзивному образованию; 4.проводить посредством ОРЦ постоянный комплексный мониторинг их адаптивной устойчивости и успешности;
Что делать? 5. организовать службу специальной помощи, сопровождающую детей с ОВЗ на разных ступенях получения образования и методическую поддержку учителям общеобразовательных школ, где обучаются дети с ОВЗ, окружными ресурсными центрами.
Готов ли ребенок-инвалид к школе? неподготовленный ребенок с ОВЗ подготовленный до школы ребенок с ОВЗ к социальной адаптации и совместной учебе с обычными детьми В первом случае инклюзия для ребенка- инвалида будет абсолютно неуспешной и даже опасной, во втором, как показывает практика, – в большинстве случаев, является успешной, как и вхождение в социум.
Ответственность за ребенка с ОВЗ Образовательная власть Директор школы Ресурсный центр
Роль окружных ресурсных центров Именно ОРЦ должны отслеживать и влиять на качественную готовность тех детей с ОВЗ, которые могут обучаться в системе общего образования.
Спасибо за внимание!