ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА ПРИЕМА 2015 Г. Розина Нелли Михайловна, первый проректор по учебной и методической работе Финансового университета 1
Формирование единого для всех направлений подготовки социально- гуманитарного модуля на основе унификации общекультурных компетенций 2 Компетенции Социально-гуманитарный модуль Трудоемкость 27 ОК-1 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции, ОНК-2 ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, СЛК-2 Философия 4 ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции, ОНК-2 Экономическая история/ История 3 ОК-5 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, ИК-6 Иностранный язык 9 ОК-9 способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций, ИК-9 Безопасность жизнедеятельности 3 ОК-8 способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, ИК-8 Физическая культура 2 ОК-4 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности, ИК-7 Право 3 ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, СЛК-2 ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию, СЛК-1 Введение в специальность 3
3 Особенности планирования изучения иностранного языка Трудоемкость Все факультеты кроме МЭО и МФФ Английский или европейский язык 9 з.е. (ГСЭ) + 5 з.е. (Проф.) = 14 з.е. Факультативно: «Второй иностранный язык» - 9 з.е. МФФ На 1 курсе Корректирующий курс английского языка 4 з.е. Второй иностранный язык (европейский или китайский) 21 з.е. Итого : 25 з.е. Факультативно: «Второй иностранный язык (углубленный)» - 9 з.е. МЭО Английский язык: 10 з.е. (ГСЭ) + 6 з.е. (Проф.) = 16 з.е. Второй иностранный язык 16 з.е. (Проф.) Итого : 32 з.е. Факультативно: «Второй иностранный язык (углубленный)» - 9 з.е.
Формирование единого модуля математики и информатики для родственных направлений подготовки 4 направления подготовки в сфере прикладной математики и информатики: прикладной математики и информатики, бизнес- информатики, прикладной информатики, информационной безопасности Дисциплины модуля математики и информатики Пр мат и инф Биз инф Инф без Пр инф Математика 8888 Теория вероятностей и математическая статистика 4444 Дискретная математика и ее приложения 4444 Математическое и имитационное моделирование 6666 Физика Информационные технологии в профессиональной деятельности 55-5 Итого
5 7 направлений подготовки в сфере экономики и менеджмента, социологии и политологии, юриспруденции модуля Дисциплины модуля математики и информатики Эконом ГиМ упр Упр перс Мен Полит Социол Туризм Юриспр Математика Теория вероятности и математическая статистика Статистика Информационные технологии в профессиональной деятельности Итого Формирование единого модуля математики и информатики для родственных направлений подготовки
Формирование модуля дисциплин, отражающих специфику вуза Компетенции Учебные дисциплины Трудоем- кость, з.е. ОК-5, ОПК-2Технологии публичной и научной речи 3 ОК-3, ОПК-1,Иностранный язык в профессиональной сфере 5 ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-8. ПК-13, ПК-17. ПК- 18, ПК-19 Системный анализ (в профессиональной деятельности) 6 ОК-1, ОК-2, ОК-3Финансы. Деньги. Кредит 4 ОК-1, ОК-4Антикоррупционный стандарт поведения 3 Дополнительная дисциплина 3 6
Что предстоит сделать по формированию структуры ОП деканатам совместно с руководителями направлений подготовки и профилей на первом этапе (до ): На основе обобщенных предложений по: структуре инвариантной части направления подготовки структуре вариативной части – дисциплины профиля элективным дисциплинам для всех направлений подготовки Необходимо установить в соответствии с расчетной трудоемкостью на основе ФГОС 3+ и собственных стандартов: укрупненные дисциплины общепрофессионального модуля дисциплины профиля (не более 10 - приказ ФУ) дисциплины по выбору 7
При определении дисциплин по выбору необходимо ответить на ряд вопросов: С какого семестра вводятся дисциплины по выбору ? Как, с одной стороны, наиболее эффективно, в целях развития способностей студентов, использовать дисциплины по выбору, а с другой стороны, постараться унифицировать их перечень? Трудоемкость дисциплин по выбору – от 36 до 39 з.е. Какие гуманитарные дисциплины по выбору могли бы стать общими для ряда направлений подготовки, факультетов, как дисциплины, развивающие аналитические способности студентов, умение интерпретировать полученную информацию, коммуникативные и лидерские качества? На эти дисциплины может быть отведено от 6 до 9 з.е. Какие дисциплины в области математики и информатики могли бы также стать общими для ряда направлений подготовки факультетов, которые углубляют способности студентов к применению методов моделирования, прогнозирования, оценки принимаемых решений в профессиональной деятельности? На эти дисциплины может быть также отведено от 6 до 9 з.е. Остальной объем трудоемкости отводится на дисциплины по выбору, углубляющие собственно ПКП профиля Внимание, не планировать дисциплины по выбору по блокам 8
Задачи представителей факультетов, руководителей профилей и выпускающих кафедр на втором этапе (до ): В ходе групповой работы на основе межфакультетского взаимодействия осуществить: укрупнение общепрофессиональных дисциплин одного направления подготовки и определение возможности их использования в качестве общепрофессиональной дисциплины или дисциплины профиля родственного направления подготовки унификацию дисциплин по выбору студента: для ряда родственных направлений подготовки для ряда профилей и факультетов 9
Вспомогательные материалы УМООП для работы на 1 и 2 этапах: Матрица компетенций, которая позволяет увидеть: полноту охвата компетенций возможность выбора одной дисциплины из нескольких, или укрупнение нескольких дисциплин в одну, если они формируют одни и те же компетенции Матрицы компетенций сформированы: по инвариантной части ОП каждого направления подготовки по профильной части ОП (для бес профильного бакалавриата – модуль обязательных дисциплин вариативной части) УМООП размещает на диске «К»/Управления/УМООП/Для деканов: структуру инвариантной части направления подготовки структуру вариативной части (дисциплины профиля и дисциплины по выбору) группировку дисциплин по выбору по всем направлениям подготовки Матрицы компетенций инвариантной части ОП каждого направления подготовки, матрицы компетенций профиля ОП 10
Что предстоит сделать ректорату и деканатам на третьем этапе (до ): Провести сквозной анализ перечней дисциплин в структурах ООП по всем направлениям подготовки Провести унификацию их наименований и объемов Установить дисциплины по выбору студентов межфакультетского и общеуниверситетского уровней Апробировать систему автоматизированного проектирования учебных планов 11
Спасибо за внимание! 12