Основные подходы к реализации задачи по наделению органов Федерального казначейства полномочиями агента валютного контроля Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства Начальник Отдела зарубежных платежей Межрегионального операционного управления Федерального казначейства А. В. Трошко
Гражданский кодекс Российской Федерации; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. 195-ФЗ (далее – КоАП РФ); Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон 173-ФЗ); Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. 166 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации» (вместе с «Правилами представления органами и агентами валютного контроля в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган валютного контроля (Федеральную службу финансово-бюджетного надзора) необходимых для осуществления его функций документов и информации») ( далее – Постановление 166); Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков» (далее – Постановление 98); Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 4 июня 2012 г. 138-И «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» ( далее – Инструкция 138-И); «Положение о порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» от г. 308-П Перечень основных нормативно правовых актов, регулирующих исполнение функций и полномочий органов и агентов валютного контроля Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 2
Валютный контроль и его основные задачи (п. 9 ст. 1 Закона 173-ФЗ) Валютный контроль - это контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 Закона 173-ФЗ, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Задачи валютного контроля Предупреждение, выявление и пресечение нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования Повышение эффективности методов контроля и надзора за соблюдением актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 3
Валютные операции (п. 9 ч.1 ст. 1 Закона 173-ФЗ) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации; перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации; перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации; перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации; ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 4
Резиденты и нерезиденты (п. 6 ч.1 ст. 1 Закона 173-ФЗ) РЕЗИДЕНТЫ физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов; дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях; Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 5
Резиденты и нерезиденты (п. 7 ч.1 ст. 1 Закона 173-ФЗ) НЕРЕЗИДЕНТЫ физические лица, не являющиеся резидентами; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов. Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 6
Валютный контроль в Российской Федерации в соответствии с Законом 173-ФЗ осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля Органы и агенты валютного контроля, их функции и взаимодействие (ст. 22 Закона 173-ФЗ) Агенты валютного контроля уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) таможенные органы и налоговые органы Органы валютного контроля Центральный банк Российской Федерации федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации (в настоящее время -Федеральная служба финансово- бюджетного надзора и её территориальные органы) (далее – Росфиннадзор) Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 7
8 представление документов и информации по запросу Росфиннадзора; предоставление уполномоченным банкам информации, подтверждающей уведомление (неуведомление) налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации представление документов и информации по запросу Росфиннадзора; представление Центральному банку Российской Федерации информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары; представление Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам информации о соответствии (несоответствии) сведений в представленных резидентами в уполномоченный банк или государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" таможенных декларациях на товары, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации, сведениям о совершении таможенных операций в отношении товаров, имеющимся в распоряжении таможенных органов; представление документов и информации по запросу Росфиннадзора; взаимодействие с другими органами валютного контроля; координация взаимодействия уполномоченных банков с органами валютного контроля и другими агентами при обмене информацией; направление всем агентам валютного контроля запроса о представлении документов; Органы валютного контроля Агенты валютного контроля Органы и агенты валютного контроля, их функции и взаимодействие Взаимодействие между органами и агентами валютного контроля (ст. 23 Закона 173-ФЗ) Росфиннадзор Центральный банк Российской Федерации Федеральная таможенная служба Федеральная налоговая служба Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства
Права агентов валютного контроля (ст. 23 Закона 173-ФЗ) Проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования Проведение проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов Запрос и получение документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов Документы, которые агенты валютного контроля имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов представлены в ч. 4 ст. 23 Закона 173- ФЗ Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 9
Контроль за исполнением резидентами и нерезидентами порядка представления уполномоченным банкам и порядком оформления документов и информации, связанных с проведением валютных операций, а также контроль проведения валютных операций в соответствии с требованиями Инструкции 138-И; Передача информации о выявленных нарушениях валютного законодательства Российской Федерации в орган валютного контроля, имеющему право применять соответствующие меры (Росфиннадзор); Передача документов иному агенту или органу валютного контроля по его запросу в электронном виде в порядке, установленном Банком России; Осуществление контроля за выполнением резидентами требований о репатриации (возврате) денежных средств причитающихся по условиям внешнеторгового контракта Основные функции уполномоченных банков как агентов валютного контроля: Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 10
Резидент при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет (выручка от экспортеров) или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, представляет в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) одновременно следующие документы: справку о валютных операциях (далее – СВО); паспорт сделки (далее – ПС); документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях Взаимодействие резидентов с агентом валютного контроля (уполномоченным банком) Документы, представляемые резидентом в уполномоченный банк при совершении валютных операций (пп и 6.1 гл. 2 Инструкции 138-И) Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 11
Взаимодействие клиентов (резидентов) с агентом валютного контроля (уполномоченным банком) Паспорт сделки (код формы по ОКУД ) (Приложение 4 к Инструкции 138-И) Резидент, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), оформляет в уполномоченном банке паспорт сделки по форме 1 (для валютных операций по контракту) или по форме 2 (для валютных операций по оплате кредитного договора) и осуществляет валютные операции, связанные с расчетами по контракту (кредитному договору), только через свои счета, открытые в уполномоченном банке, оформившем паспорт сделки, либо в уполномоченном банке, принявшем на обслуживание контракт (кредитный договор) и паспорт сделки по нему. Уполномоченным банком является головной офис уполномоченного банка или филиал уполномоченного банка, принявший на обслуживание ПС. При осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указывается следующая информация: 1) номер и дата оформления паспорта сделки; 2) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте; 3) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке); 4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке; 5) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 12
13 В графе 2 СВО указывается номер (при его наличии) и дата соответствующих документов по валютным операциям. В графе 3 указывается дата совершенной валютной операции по соответствующему валютному документу. В графе 4 указывается признак платежа (1 при зачислении денежных средств на счет резидента; 2 при списании денежных средств со счета резидента; 9 при осуществлении валютной операции третьим лицом - резидентом, другим лицом - резидентом, резидентом, который не оформляет ПС, - при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС; 0 при переводе денежных средств при исполнении аккредитива в пользу получателя-нерезидента.) В графах 4, 6 и 7 указывается код вида валютной операции, согласно Перечню валютных и иных операций резидентов и нерезидентов (Приложение 2 Инструкции 138-И), содержащийся в расчетном документе по валютной операции, код валюты, а также сумма денежных средств, зачисленных на счет резидента. В графе 8 указывается информация о ПС, в случае если валютная операция связана с расчетами по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, а также дата оформления документа связанного с валютной операцией. Графы 9, 10 заполняются по валютным операциям, связанным с расчетами по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, в случае если код валюты, указанный в графе 6, отличается от кода валюты контракта (кредитного договора), указанного в ПС. В иных случаях графы 9, 10 не заполняются. В поле "Примечание" могут указываться дополнительные сведения по проводимым валютным операциям В графе 11 указывается резидентом, оформившим ПС, информация об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту, по которому оформлен ПС Взаимодействие клиентов (резидентов) с агентом валютного контроля (уполномоченным банком) Справка о валютных операциях (код формы по ОКУД ) (Приложение 1 к Инструкции 138-И) Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства
14 один экземпляр ПС (по форме 1 и (или) по форме 2); контракт, исполнение обязательств по которому требует оформления ПС, либо выписку из такого контракта (кредитного договора), содержащую необходимую для оформления ПС информацию; иные документы и информацию с учетом требований Инструкции 138-И. Взаимодействие клиентов (резидентов) с агентом валютного контроля (уполномоченным банком) Паспорт сделки (код формы по ОКУД ) (Приложение 4 к Инструкции 138-И) Документы необходимые для оформления паспорта сделки (пп. 6.5 и 6.6 Инструкции 138-И) Паспорт сделки не оформляется если сумма обязательств по контракту (кредитному договору) не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства
15 Требования о репатриации (возврате) резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации (ч. 1 ст. 19 Закона 173-ФЗ) При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено Законом 173- ФЗ, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами, обеспечить: получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся по условиям контракта Резидент Нерезидент возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезённые на территорию Российской Федерации товары и не полученные услуги Денежные средства Резидент Уполномоченный банк При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представить в уполномоченные банки информацию об ожидаемых в соответствии с внешнеторговым контрактом: максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным контрактам максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным контрактам Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства
Административные наказания за нарушение валютного законодательства Российской Федерации (ст КоАП РФ) Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования Ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации Перечень, состав, субъект нарушений валютного законодательства Российской Федерации, а также меры административного взыскания приведены в статье КоАП РФ Осуществление незаконных валютных операций запрещенных законодательством Российской Федерации Осуществление валютных операций с нарушением валютного законодательства Российской Федерации Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 16
Получение Росфиннадзором информации о валютных правонарушениях, выявленных уполномоченными банками (Положение Банка России от П) Уполномоченные банки Территориальное учреждение Банка России Информация о выявленных нарушениях (электронное сообщение) ежемесячно не позднее 3 раб. дня месяца след. за мес. В котором выявлено нарушение Центр информационных технологий Банка России Информация о выявленных нарушениях (электронное сообщение) ежемесячно не позднее 6 раб. дня месяца след. за отчетным периодом РОСФИННАДЗОР Информация о выявленных нарушениях (электронное сообщение) в сроки определенные в Соглашении об информационном взаимодействии Территориальные учреждения Росфиннадзора Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 17
Федеральное казначейство – агент валютного контроля Стратегические цели Стратегические задачи Наименование мероприятия Ожидаемый результат Перечень пилотных ТОФК 2. Сформировать единое информационное пространство финансовой деятельности публично- правовых образований Российской Федерации 2. Обеспечение прозрачности и доступности информации о государственном секторе и общественных финансах 2.6. Создание организационно- функциональног о механизма для осуществления Федеральным казначейством функций агента валютного контроля. 1. Определена схема взаимодействия Федерального казначейства и Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в рамках осуществления Федеральным казначейством функций агента валютного контроля. 2. Определены параметры информации, подлежащей передаче Федеральным казначейством в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора в рамках осуществления Федеральным казначейством функций агента валютного контроля. 3. Заключено Соглашение с Федеральной службой финансово- бюджетного надзора о передаче информации о валютных операциях при осуществлении Федеральным казначейством функций агента валютного контроля. МОУ ФК Основное мероприятие 2.6 «Создание организационно-функционального механизма для осуществления Федеральным казначейством функций агента валютного контроля» Стратегической карты Федерального казначейства ЦЕЛЬ : Контроль за валютными операциями, проводимыми клиентами Федерального казначейства на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 18
Этап 1 представление Федеральным казначейством в Росфиннадзор сведений о всех валютных операциях, осуществляемых на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства Этап 2 внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты в части наделения Федерального казначейства и его территориальных органов полномочиями агента валютного контроля и разработка подходов, направленных на совершенствование осуществления валютного контроля, а также взаимодействия с Росфиннадзором Этап 3 осуществление Федеральным казначейством всех функций агента валютного контроля валютного в части операций, проводимых на счетах ТОФК Федеральное казначейство – агент валютного контроля. Этапы наделения Федерального казначейства полномочиями агента валютного контроля. Система бюджетных платежей Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 19
Основные мероприятия, осуществляемые в целях наделения Федерального казначейства полномочиями агента валютного контроля Этап 1 Проведение рабочих совещаний по вопросам, касающимся наделения Федерального казначейства полномочиями агента валютного контроля Подготовка презентационных материалов, позволяющих определить основные задачи по наделению Федерального казначейства полномочиями агента валютного контроля Формирование Рабочей группы по решению правовых, организационных и методологических вопросов, связанных с закреплением за Федеральным казначейством статуса агента валютного контроля (приказ Федерального казначейства от ) Проработка вопросов в части определения критериев отбора валютных операций, осуществляемых ТОФК для передачи в Росфиннадзор Подготовка и согласование Дорожной карты «План взаимодействия Федерального казначейства и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по вопросу наделения органов Федерального казначейства функциями агента валютного контроля» Подготовка и согласование Концепции о сотрудничестве и информационном взаимодействии Федерального казначейства и Федеральной службы финансово- бюджетного надзора при осуществлении органами Федерального казначейства функций агента валютного контроля Внесение изменений в Соглашение от «О сотрудничестве и информационном взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства при осуществлении контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации» Предоставление в Росфиннадзор «первой порции» информации об операциях, осуществляемых МОУ ФК на счетах, открытых в иностранной валюте Участники Министерство финансов Российской Федерации Федеральное казначейство Росфиннадзор МОУ ФК Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 20
Передача информации о валютных операциях в Росфиннадзор Федеральное казначейство Информация о валютных операциях осуществляемых на счетах органов Федерального казначейства (структурированный формат) РОСФИННАДЗОР Доработка ППО «АСФК» в части формирования нового отчета «Информация о валютных операциях» Соглашение об информационном взаимодействии FTAS Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 21
Форма отчета «Информация о валютных операциях» Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 22
Федеральное казначейство – агент валютного контроля Стратегические цели Стратегические задачи Наименование мероприятия Ожидаемый результат Перечень пилотных ТОФК 1. Обеспечить кассовое обслуживание субъектов сектора государственного управления 1. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и учет операций со средствами неучастников бюджетного процесса 1.12 Обеспечение ведения операций с иностранной валютой в территориальных органах Федерального казначейства 1. Проведение до конца 2014 года эксперимента в территориальных органах Федерального казначейства по осуществлению операций с иностранной валютой на лицевых счетах получателей средств федерального бюджета; безусловное исполнение (в условиях возможных санкций) платежных документов, оформленных в иностранной валюте; организация в 2015 году в «пилотных» ТОФК соответствующей инфраструктуры и полномасштабное внедрение валютных операций на едином казначейском счете с 2016 года МОУ ФК, УФК по Красноярскому краю, УФК по Саратовской области Основное мероприятие 1.12 «Обеспечение ведения операций с иностранной валютой в территориальных органах Федерального казначейства» Стратегической карты Федерального казначейства Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 23
Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства План мероприятий Межрегионального операционного УФК по реализации Основного мероприятия «Обеспечение ведения операций с иностранной валютой в территориальных органах Федерального казначейства». 24
Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства План мероприятий Межрегионального операционного УФК по реализации Основного мероприятия «Обеспечение ведения операций с иностранной валютой в территориальных органах Федерального казначейства». 25
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 26