Автор: Москова Евгения, 10 Б СОШ3 п. Абан Руководитель: Калякина Н.В., учитель истории, обществознания СОШ 3 XIII Районная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Цель: Показать военное время через восприятие его сознанием ребенка. Задачи: Изучить семейный архив, собрать воспоминания родных о наших предках. Записать детские воспоминания о войне моих бабушек – Московой Тамары Петровни и Филатовой Валентины Петровны. для подтверждения особого статуса Кохинского детского дома сделать запрос в Иланский муниципальный архив Подтвердить достоверность детского восприятия особенностей военного времени другими источниками Методы: Интервьюирование и анализ источников. Гипотеза: Кохинский детский дом мог иметь особый статус (для детей репрессированных иностранцев.)
Фото из семейного архива Брюхановой Марии Николаевны (п. Почет). Ее мама работала в годы войны в Абанском детском доме. (Фотографии подарены музею COШ 3)
Семья Филатовых 1940 г.
«Мама лапти из веревки сплела, да холщовые чулки - вот и вся защита от мороза была. Если мороз, то нам разрешали в школу не приходить и тогда мы за дровами в лес ехали. Вернемся из леса, так мать сначала ноги в лаптях прямо в таз с теплой водой поставит, чтоб с кожей чулки не снимать». Из воспоминаний Московой Тамары Петровны.
Эпидемическими заболеваниями проболело только 2394 школьника, что составляло незначительное число по сравнению с общим количеством школьников. По отчёту краевого отдела народного образования за г.г. (обучалось 196,959 человек в начальной школе, 115,118 – в 5-7 классах, 21,075 – в 8-10
Моя бабушка общалась со своими друзьями детства из Кахинского детдома и после войны, знает их судьбу.
Пути возможного продолжения исследования темы : 1)Изучение родословной продолжу 2) История Кохинского детского дома: А) определить особый статус детского дома, пока считаю невозможным, так как архив ФСБ засекречен. Б) Собрать дополнительную информацию можно а архиве КрайОНО.