МОШИ «Лицей- интернат города Балашова» Руководитель – Дмитриева М.В. Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина Межрегиональный конкурс презентаций "Юбилеи 2011 г."
Внимание Слайды 24,25 с триггерами. Наведите курсор на портрет писателя. Появится « рука». Щелкните и появится текст
Его имя останется в истории не только как имя самого великого памфлетиста, которого когда-либо знала Россия, но и как имя великого гражданина, не дававшего ни пощады, ни отдыха угнетателям мысли. Щедрин действительно жил только своим временем, но как хорошо сказал Гете: "Кто жил для своего времени, тот жил для всех времен. Софья Ковалевская, 1889 г.
Жизнь, находящаяся, под игом безумия, должна возбуждать у читателя горькое чувство, а не веселонравие. М. Е. Салтыков-Щедрин Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством. А.В.Луначарский
«Сказки» - одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из книг великого русского сатирика. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя. сказки его, не более как сказки, а между тем высокая трагедия
Сказки были созданы в течение четырех лет: с 1882 по 1886 год.
Писатель по существу создал новый жанр политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил «Дикий помещик» Коняга Карась - идеалист Премудрый пескарь Медведь на воеводстве Орел - меценат
Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа… Очень слишком даже будет! Писатель показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то что кругом было изобилие дичи, рыбы, плодов, они чуть не умерли с голоду, если бы не умение и находчивость мужика. Рисунок Кукрыниксов.
В этой сказке Салтыков-Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам. Художник М. Центилович
Помещик все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. Поэтому столбовой дворянин Урус-Кучум- Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время весь он оброс волосами... а когти у него сделались железными. Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.
В сказке Щедрин обобщил свои мысли о реформе "освобождения" крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян- крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства Рисунок Кукрыниксов, Художник Рачев
Образ Коняги из одноименной сказки символ порабощенного народа. Генералы, помещики, буржуазия, купцы, как «пустоплясы», говорят о своей любви к народу, восхищаются его трудолюбием, а на деле живут чужим трудом. Сытые «пустоплясы» в духе идей славянофилов и либералов рассуждают о причинах бессмертия Коняги.
. Коняга работает, «пустоплясы» покрикивают: «Н-но, каторжный, н-но!» Писателю горько, что русское крестьянство своими руками вьет веревку, которую угнетатели накинули ему на шею. Щедрин призывает народ задуматься над своей судьбой, сбросить гнет.
В сказке «Карась-идеалист» Салтыков- Щедрин критикует утопистов, оторванных от реальной действительности. Карась мечтает, чтобы «рыбы любили друг друга», чтобы богатые и сильные не притесняли бедных и слабых. Он надеется убедить хищницу-щуку, призывает ее к справедливости и добродетели, а щука в ответ его съедает. Все идеи остались лишь идеями, карась так ничего и не сделал. Щедрин говорит о том, что не словами, а решительными делами можно достичь результата.
В "Премудром пескаре" Щедрин рисует образ той интеллигенции, что поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов. Пескарь- обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе. Всех "перемудрил"! А итог его жизни можно выразить словами: "Жил дрожал, умирал дрожал". Герой сказки «Премудрый пескарь» от слова «писк», так как рыба пескарь, если ее схватить рукой, издает звук, похожий на писк.
Олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины стал премудрый пескарь. Смыслом жизни этого "просвещенного, умеренно-либерального" труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы.
Сказка высмеивает царя, министров и губернаторов. В ней показаны трое Топтыгиных, последовательно сменявших друг друга на воеводстве, куда они были посланы львом, чтобы «усмирить внутренних супостатов». Первые два Топтыгина занимались разного рода «злодействами»: один мелкими («чижика съел»), другой крупными (задрал у крестьянина скот, но сбежались мужики и убили его).
Кукрыниксы Топтыгин 3-й не жаждал «кровопролитие в». Наученный опытом истории, он действовал осторожно и повел либеральную политику. Многие годы получал от тружеников поросят, кур, мед, но в конце концов лопнуло терпение мужиков, и они расправились с «воеводой». Это уже стихийный взрыв недовольства крестьян против угнетателей.
Щедрин показывает, что причина бедствий народных не только в злоупотреблении властью, но в самом характере самодержавной системы. А это значит, что спасение народа в свержении царизма. Такова основная идея сказки.
В сказке Щедрин разоблачает деятельность самодержавия в области просвещения. Орел царь птиц решил «завести» при дворе науки и искусства. Однако орлу вскоре надоело разыгрывать роль мецената: он уничтожил соловья-поэта, надел кандалы на ученого дятла и заточил его в дупло, разорил ворон. Начались «розыски, следствия, судбища», наступил «мрак невежества».
Писатель показал в этой сказке несовместимость царизма с наукой, просвещением и искусством, сделал вывод о том, что «орлы для просвещения вредны». Художник Н. Муратов
Смех - это оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех. триггер
… юмор грозный и открытый, желчный, ядовитый, беспощадный Я видел, как слушатели корчились от смеха при чтении некоторых очерков Салтыкова. Было что-то почти страшное в этом смехе, потому что публика, смеясь, в то же время чувствовала, как бич хлещет ее самое. И.С. Тургенев В.Г. Белинский триггер
Чтобы по-настоящему понять и оценить сказки Салтыкова-Щедрина, достаточно прочитать заключение цензора Лебедева: «…то, что господин Салтыков-Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению; его сказки – та же сатира и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства…».
Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры. Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова- Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить...
Знакомясь со сказками Салтыкова- Щедрина, каждое новое поколение познает не только историю своей страны, но учится распознавать и ненавидеть те пороки человечества, которые так зло и беспощадно высмеивает Салтыков-Щедрин.
Что имели отставные генералы на Подьяческой улице Санкт – Петербурга ? Что такое? Кто такой? Квартиру, кухарку, пенсию Что должно было, по мнению генералов, отвлечь их от дум о еде? Что намеревались употребить в пищу изголодавшиеся генералы? Кто спал под деревом брюхом кверху и «самым нахальным образом уклонялся от работы»? Разговоры и газета Сапог и перчатки Громадный мужичина
Что выстроил мужик, чтобы доставить генералов на Подьяческую? Посудину - ладью Кого одичавший помещик приглашал «в поход на зайцев» ? Какой карточной игрой увлекался дикий помещик? Кто встревожил своим донесением губернское начальство? Медведя Гранпасьянс Капитан - исправник
ml htm Избранные работы Е.М. Рачева ЛИТЕРАТУРА. 1. Николаев Д. М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество. Монография. – М., Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки. – М., 1991.