1 Т.Н.Самсонова. Сузун, 2014 (К уроку литературы в 5 классе)
Т.Н.Самсонова. Сузун, Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен… Н.А.Некрасов
3 Через три года родители Некрасова переселились в село Грешнево Ярославской губернии и уезда, с которым и связаны детские воспоминания поэта. Родился 22 ноября 1821 года В небольшом местечке Каменец-Подольской губернии. Т.Н.Самсонова. Сузун, 2014
4 Чудесные качества души Некрасов унаследовал от своей матери, Елены Андреевны Закревской, женщины доброй и мечтательной. Т.Н.Самсонова. Сузун, 2014
5 Треволненья мирского далёкая, С неземным выраженьем в очах, Русокудрая, голубоокая, С тихой грустью не бледных устах. Елена Андреевна учила своих детей добру и красоте. знакомила с произведениями известных писателей и прививала любовь к русской классической литературе, защищала, как могла, от отца- тирана.
6 …жизнь отцов моих, бесплодна и пуста, Текла среди пиров, безудержного пьянства, Разврата грязного и мелкого тиранства… «Родина» Т.Н.Самсонова. Сузун, 2014
7 Барин проснулся, с постели вскочил, В туфли обулся и в рог затрубил… Вздрогнули сонные Ваньки да Гришки, Вздрогнули все – до грудного мальчишки… («Псовая охота») Т.Н.Самсонова. Сузун, 2014
8
9
10
Т.Н.Самсонова. Сузун, Бурлак – крестьянин, идущий на чужбину на заработки, особенно на речные суда. По всей Волге судорабочие бурлаки идут ежегодно со вскрытием рек большими артелями в низовые губернии, с лямками, для подъёма судов бечевою.
Т.Н.Самсонова. Сузун, Каждый бурлак тянет свою лямку, от которой отходит крепкая часть верёвки, вплетаемая в основной канат, закреплённый на барже. Таким образом, группа людей, двигаясь по берегу, тянет баржу по воде. Ответственный человек, стоя на лодке, рулём направляет её движение по реке. В этом заключается труд бурлака.
Т.Н.Самсонова. Сузун,
Т.Н.Самсонова. Сузун, Движение бурлаков затруднено: ноги утопают во влажном береговом песке, фигуры наклонены вперёд, лица угрюмы. Создаётся впечатление, что люди противостоят напору реки. Один из них поднёс руку ко лбу, чтобы стереть пот. Руки, натруженные от работы, отёкшие, опущены вниз. Но всё же это физически сильные мужчины, могучие люди. Художнику удалось передать тяжесть труда бурлаков при помощи красок и холста.
Какими вы увидели бурлаков? С каким настроением выполняют люди свою работу? Что заставило, по-вашему, этих мужчин наняться на такую тяжёлую работу? Почему художник на передний план картины выносит фигуры физически развитых бурлаков, а на заднем плане оставляет тяжело нагруженную баржу? Т.Н.Самсонова. Сузун,
Т.Н.Самсонова. Сузун, Н.А.Некрасов считал одной из главных тем своей поэзии народную. Он с детства впитывал уважение к простому русскому мужику-труженику, полюбил стихию народной лирической поэзии. При чтении стихотворения Некрасова «На Волге» укрепляется в сознании мысль о невозможности эксплуатации людей, насилия одного над другим, нравственного, морального унижения человека человеком. И художник, и поэт смогли в своих произведениях одинаково точно передать величавость, терпение, трудолюбие русских людей.
html Литература. 5 класс: Поурочные планы (по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др.) Авт.- сост. И.В.Карасёва. – Волгоград: Учитель, Т.Н.Самсонова. Сузун, 2014