« Жестокое обращение с детьми дошкольного возраста» Воржавинова Елена Александровна, Педагог-психолог МБДОУ д/с 8 г.Белгорода
Жестокое обращение с детьми - Действие (или бездействие) родителей и других лиц,наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка (побои, внушение чувства страха и тд.), а также покушение на их половую неприкосновенность.
Дети самая незащищенная, уязвимая социальная группа. По данным ООН от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей до 14 лет.
Из истории Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э. (детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее;детей продавали и покупали.) Американский врач С. Кемп и его сотрудники в 1962 г.описали «синдром избиваемого ребенка»: (сломанные кости; кровотечения; ссадины; синяки.)
Основные факты Примерно 20% женщин и 5-10% мужчин сообщают о том, что в детстве подвергались сексуальному насилию, а 23% всех людей сообщают о том, что подвергались физическому насилию. Последствия жестокого обращения с детьми включают пожизненные нарушения физического и психического здоровья, а его последствия в социальной и профессиональной области могут в конечном итоге замедлить экономическое и социальное развитие страны. С помощью эффективных программ по предотвращению можно поддерживать родителей и прививать им позитивные навыки воспитания детей. Непрерывная забота о детях и семьях может способствовать снижению риска повторного жестокого обращения и минимизации его последствий.
Причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние.
Виды насилия над детьми в семье физическое насилие; пренебрежение; сексуальное насилие; психологическое жестокое обращение
Физическое насилие Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку. удары по лицу; тряски, толчки; затрещины, удушения, пинки; заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой; избиение ремнем, веревками; нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.
Психологическое насилие Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации. открытое неприятие и постоянная критика ребенка; угрозы в адрес ребенка в открытой форме; замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми; ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний; однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) -это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Сексуальное насилие Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.
Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где: патриархально-авторитарный уклад; плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью; конфликтные отношения между родителями; мать ребенка чрезмерно занята на работе; ребенок долгое время жил без родного отца; вместо родного отца - отчим или сожитель матери; мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице; родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) имеют психические заболевания; мать в детстве подвергалась сексуальному насилию.
Факторы риска: неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех; наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы; безработица, постоянные финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты; статус беженцев, вынужденных переселенцев; низкий уровень культуры, образования; негативные семейные традиции; нежелательный ребенок; умственные или физические недостатки ребенка; «трудный» ребенок.
Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются: противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей; обвинение в травмах самого ребенка; позднее обращение или не обращение за медицинской помощью; отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком; неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу; большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.
Последствия жестокого обращения с детьми в семье уход в религиозные секты; агрессивное, преступное поведение детей; сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия.
Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах Конвенция ООН о правах ребёнка Конституция РФ Гражданский кодекс РФ Уголовный кодекс РФ Семейный кодекс РФ Закон РФ «Об образовании» Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Гражданско-правовая ответственность. Семейный кодекс РФ: Лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации) ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации) отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации) Уголовный кодекс РФ: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью) ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта) ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью) ст.117 (истязание) ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности) ст. 131 (изнасилование) ст. 132 (насильственные действия сексуального характера) ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера) ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 14 лет) ст. 135 (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности) ст.124 (неоказание помощи больному) ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства) ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.
Что делать если ребенок сообщает о жестоком обращении? 1. Отнеситесь к ребенку серьезно. 2. Попытайтесь оставаться спокойными. 3. Выясните, насколько сильна угроза для жизни ребенка. 4. Успокойте и поддержите ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал», «Ты правильно сделал», «Я тебе верю», «Ты в этом не виноват», «Мне жаль, что с тобой это случилось». Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо». 5. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка. 6. Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить. 7. Разъясните ребёнку, что он имеет право на защиту своих прав и законных интересов (статья 56 Семейного кодекса). Такая защита должна осуществляться его родителями или лицами, их замещающими, а также органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Вместе с тем, ребенок имеет право и на защиту от злоупотреблений со стороны своих родителей. Так, до исполнения ему 14 лет, он вправе самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства и другие организации по защите прав ребенка, а после 14 лет – в суд. 8. Организуйте незамедлительное информирование в соответствии с требованием ст. 9 Федерального закона от г. 120-ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» о выявленном факте жестокого обращения.
Четыре заповеди мудрого родителя Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Избегайте свидетелей. Перестаньте шантажировать.
Способы открыть ребёнку свою любовь Слово Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность. Прикосновение Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. Взгляд Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.
Советы родителям при вспышках агрессии Выйти из комнаты и позвонить приятелю. Включить какую-нибудь успокаивающую музыку. Сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем сделать еще 10 вздохов. Пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения. Принять душ. Сесть, закрыть глаза и живо представить себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте. Если ни одна из предложенных стратегий не помогает, обращайтесь за психологической помощью.
Памятка родителям Перед тем, как взяться за ремень или нанести ребенку оскорбления: Остановитесь и проанализируйте, отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется. Не действуйте сгоряча! Подумайте, не требуете ли вы от ребенка слишком многого. Подумайте: может быть, поступок ребенка, за который вы его наказываете, - это сигнал тревоги! Помните, что вы можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.
Дети – главный подарок для мира, С ними чудесней земная картина. Всё понимают, берутся за всё Лучшее с ними людское житьё Частенько слабы, неумелы их руки, Но некогда думать ребятам о скуке. В движеньях, заботах их время проходит, Удача к усердным с годами приходит. В детские годы мечты расцветают, Взрослые часто об этом не знают. Надо детишкам права объяснить, Многому надо их обучить. Мир станет лучше на нашей планете, Если счастливыми будут все дети! Виктор Павлов
Спасибо за внимание!