Работу выполнили: Рочева Е.И, Чувьюрова В.С, Тимушева Е.А 637 группа
Цели задачи проекта
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. В. А. Сухомлинский
Мелкая моторика - это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того, «на кончиках детских пальчиков находится мышление и речь ребенка». От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга.
Виды развития мелкой моторики: - Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок. - Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики. - Работа с различным материалом (семена, счетные палочки, бумага, тестопластика, шнурки и т.д.) - Игры на координацию движений (с резиновыми и тряпочными мячами, магнитными удочками). - Копирование узоров, рисунков, работа в прописях, творческая продуктивная деятельность (аппликация – различные техники, оригами, рисование нетрадиционными способами).
Массаж кистей рук: ПОГЛАЖИВАНИЕ : совершается в разных направлениях. РАСТИРАНИЕ : отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее). ВИБРАЦИЯ : нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер) МАССАЖ С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНОГО МЯЧИКА : мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).
Инструкция: Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.
Игры и упражнения для развития сенсомоторики и мышления Игр для развития сенсомоторики очень много. А развитие мышления в этом возрасте как раз связано с развитием пальчиков рук, так что игры на развитие моторики практически дублируют игры на развитие мышления. 1. Аппликация. 2. Рисование. 3. Рамки-вкладыши. 4. Кубики.
Пальчиковая гимнастика Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе с взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.
Пальчиковая гимнастика: ЗАЙЧИК : указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак ЧЕЛОВЕЧЕК : бегаем указательным и средним пальцами по столу ЁЖИК : руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить
КОШКА : соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх КОЗА РОГАТАЯ : указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем БАБОЧКА : руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - «бабочка летит» ОЧКИ : пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам
Упражнение «Мы капусту рубим» Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз) Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту) Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки) Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку). Упражнение «Замочек» пальчиковая гимнастика На двери висит замок (соединяем руки в замочек, переплетая пальцы) Кто его открыть бы мог? Покрутили, (поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев) Потянули, (раздвигаем ладошки в разные стороны, пальчики по- прежнему сцеплены) Постучали, (ладошки хлопают друг о друга, пальцы при этом остаются в замке) И открыли! (расцепляем пальцы)..
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая: стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.); развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; формирует творческие способности и артистические умения; знакомит с элементарными математическими понятиями;
Примеры для пальчикового театра
Работа с различным материалом: Лепка из глины и пластилина. Рисование или раскрашивание картинок Изготовление поделок из бумаги. Изготовление поделок из природного материала: Конструирование. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. Всасывание пипеткой воды. Нанизывание бус и пуговиц. Плетение косичек из ниток, венков из цветов. Переборка круп Игры в мяч, с кубиками, мозаикой
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки потянет за собой развитие интеллекта.
Игра на координацию движений. "Рожки и ножки". Эта пальчиковая игра полезна тем, что помогает размять пальцы перед письмом. «Рожки» - средний и безымянный пальцы обеих рук – прижаты к ладони, придерживаются большим пальцем, указательный и мизинец вытянуты. «Ножки»: вытянуты средний и безымянный пальцы, указательный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим. Одна рука показывает «рожки», вторая – «ножки». Затем руки одновременно меняются ролями. Можно устроить конкурс в группе детей – кто проделает больше упражнений под музыку (можно засечь время) и ни разу не ошибётся.
Игры на равновесие. «Идём по канату». Положите на пол широкую ленту – это канат. А ваш ребёнок - канатоходец. Пусть он сначала просто пройдёт по канату, следя за тем, чтобы не наступить на пол, потом возьмёт в руки зонтик или любимую игрушку. Можно попробовать увеличить скорость прохождения или показать такие способы, как хождение боком, переступая через ногу, чередуя несколько шагов боком с несколькими шагами вперёд. А что, если попытаться пойти назад, делая большие шаги, чтобы не упасть? Предложите ребёнку двигаться под музыку ритмично. Когда малыш освоиться и «прохождение по канату» станет для него развлечением, а не преодолением трудностей, то можно уменьшить ширину ленты, доведя её до минимальной. Интересен и вариант прохождения по канату с закрытыми или завязанными глазами (смотря на себя в зеркало). Это очень сложное задание, и если малыш с ним без труда справляется, то можно считать, что он делает успехи.
ПОТЕШКИ ДЛЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ сорока Сорока, сорока, сорока- белобока Кашку варила, детишек кормила. (указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой) Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала. (по очереди загибают пальцы, начиная с большого) Этому не дала: ты воды не носил, Дров не рубил, каши не варил - Ничего тебе нет! (мизинец не загибается)
ладушки - Ладушки, ладушки! Где были? - У бабушки. - Что ели? - Кашку. - Что пили? - Бражку. Кашку поели, бражку попили. (ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки) Шу-у-у...полетели! На головку сели, петушком запели. Ку-ка-ре-ку! (поднимают руки вверх и опускают на голову) замок На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок) Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга) Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях) Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) И открыли. (расцепить пальцы)
Рекомендации для родителей Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием. Родителям
Знают люди все на свете, Что богатство наше – дети. Их лелеем и растим, И стихи им посвятим. Дети всех родней и краше,- Это будущее наше. Счастье детям мы хотим, Все, что сможем, им дадим. Пусть на солнечной планете Вечно радуют нас всех Деток милые улыбки И веселый детский смех. Не будьте равнодушны к нашим детям, ведь они НАШЕ БУДУЩЕЕ!!!!!