Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Уголок экспериментирования в детском саду. задачи уголка экспериментирования развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности,
Advertisements

Примерный набор оборудования « Центра наук » Работу выполнила студентка 2 курса ЗМППОУД Кирсанова О.В.
СОДЕРЖАНИЕ УГОЛКОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Подготовил: воспитатель МДОУ «Новомичуринский д/с 2» Балабанова Олеся Алексеевна « Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков.
"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками". Консультация для воспитателей.
Экспериментальная (познавательно - исследовательская) деятельность в жизни ребенка - дошкольника Консультация для воспитателей.
Познавательно- исследовательские проекты в ДОУ. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника Особый вид интеллектуально-творческой деятельности,
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методическое объединение воспитателей Ленинского района г. Чебоксары.
Дошкольники – прирожденные исследователи. Цель и задачи экспериментирования: цель: создание условий в детском саду для формирования основного целостного.
Культурно-смысловые контексты для познавательно- исследовательской деятельности. Подготовила: Русинова М.А. воспитатель 1 кв.кт.
Э КСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ. Презентацию подготовила воспитатель первой квалификационной категории Мальцева Н.А. МБДОУ «Андреевский детский сад»
«То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю» Китайская пословица.
Основной целью опытно- экспериментальной деятельности дошкольников является Основной целью опытно- экспериментальной деятельности дошкольников является.
Развивающие функции познавательно- исследовательской деятельности Познавательно- исследовательская деятельность в применении к дошкольнику – это активность.
Старший воспитатель Туманова Екатерина Леонидовна.
СЕМИНАР «Технологии проектной и исследовательской деятельности»
Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГТ Подготовили: старший воспитатель Сильман В.И., руководитель.
Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории Фоменко Полины Ланиловны МКДОУ Краснозерский детский сад 4.
Ребята сделали скворечники. Выберите перелётных птиц. Скворец ГрачЛасточка Воспитание экологической культуры младших дошкольников средствами опытно-экспериментальной.
при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материалов; при доведении полученного продукта до логического завершения.
Транксрипт:

Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого- педагогических условий: содержание содержание предметно-развивающая среда предметно-развивающая среда психологический комфорт психологический комфорт

Картотека экспериментов и опытов Является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности. Является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности. В ней отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. В ней отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат.

Литература в помощь Книги издательства «Речь», Санкт-Петербург

В книгах Н. М. Зубковой собрано большое количество разнообразных и интересных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка и подтолкнуть ребенка к познанию мира.

Набор развивающих карточек

Шапиро А.И. «Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха» «Секреты знакомых предметов. Бумага» «Секреты знакомых предметов. Зеркало» «Секреты знакомых предметов. Гвоздик» «Секреты знакомых предметов. Лужа» «Секреты знакомых предметов. Нитка. Верёвка. Канат»» «Секреты знакомых предметов. Свеча» Знания привыкли передавать ребёнку в основном через глаза и уши. Автор этих книг стремится к тому, чтобы они приходили и через руки, через деятельность, а тем самым мы смогли бы подарить ребёнку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя

О.В.Дыбина. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом», О.В.Дыбина «Из чего сделаны предметы» О.В.Дыбина «Я узнаю мир» рабочая тетрадь для дошкольника.6-7 лет, О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом», О.В. Дыбина, Н.Н. Подьяков, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Ребенок в мире поиска»,

Куликовская И.Э., Совгир Н.Н., «Детское экспериментирование» изд. Педагогическое о-во России, 2003 г. Елена Марудова: Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование Исакова Н.В.: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Детство-Пресс, 2013 Веракса Н. Е., Галимов О. П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников Организация экспериментальной деятельности дошкольников Автор/составитель: Прохорова Л.Н. (ред.) М: Аркти, 2008 З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, 3. А. Серова «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников.» ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012

Х. Идом, М. Баттерфилд, Р. Хеддл и М. Ануин Издательство: Махаон, Серия: Учимся с мамой Х. Идом, М. Баттерфилд, Р. Хеддл и М. Ануин Издательство: Махаон, Серия: Учимся с мамой Это яркие и увлекательные книги для маленьких учёных – экспериментаторов. Описанные в них опыты помогут исследовать свойства воды, света, зеркал и магнитов; помогут детям изучить свойства воздуха, постичь загадочную природу растений..

Организация развивающей среды Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, являются: 1. безопасность для жизни и здоровья детей; 1. обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности; 1. достаточность; 1. доступность расположения.

«Мини-лаборатория» - место постоянной выставки, где размещаются коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.); - место постоянной выставки, где размещаются коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.); - место для приборов; - место для приборов; - место для хранения материалов (природного, "бросового"); - место для хранения материалов (природного, "бросового"); - место для проведения опытов; - место для проведения опытов; - место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.); - место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.);

Младший дошкольный возраст Компонент дидактический - книги познавательного характера для младшего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани". - книги познавательного характера для младшего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани". Компонент стимулирующий - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Младший дошкольный возраст Компонент оборудования - песок, глина; - песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) Простейшие приборы и приспособления: - Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами - - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки - - семена бобов, фасоли, гороха

Средний дошкольный возраст Компонент дидактический - книги познавательного характера для среднего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани". "Бумага", "Пуговицы" - Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.) - книги познавательного характера для среднего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани". "Бумага", "Пуговицы" - Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.) Компонент стимулирующий - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. - карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Средний дошкольный возраст Компонент оборудования - Песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). - семена бобов, фасоли, гороха - некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука) - Песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). - семена бобов, фасоли, гороха - некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука) Простейшие приборы и приспособления: - Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер- сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

Старший дошкольный возраст Компонент дидактический - схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; - серии картин с изображением природных сообществ; - книги познавательного характера, атласы; - тематические альбомы; - коллекции - мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня". - схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; - серии картин с изображением природных сообществ; - книги познавательного характера, атласы; - тематические альбомы; - коллекции - мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня". Компонент стимулирующий - мини-стенд "О чем хочу узнать завтра"; - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; - карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя" - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. - мини-стенд "О чем хочу узнать завтра"; - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; - карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя" - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

подвижные уголки экспериментирования представляют собой этажерку на колесиках с полками, на которых размещаются материалы и оборудование. представляют собой этажерку на колесиках с полками, на которых размещаются материалы и оборудование. Если в мини-лаборатории дети изучали полезные ископаемые, то в уголке экспериментирования помещают коллекция полезных ископаемых, набор материала для исследований, доступных для детского экспериментирования (камни, различные виды глины, песка и пр.), лупы, емкости для проведения опытов, справочная литература. Если в мини-лаборатории дети изучали полезные ископаемые, то в уголке экспериментирования помещают коллекция полезных ископаемых, набор материала для исследований, доступных для детского экспериментирования (камни, различные виды глины, песка и пр.), лупы, емкости для проведения опытов, справочная литература. Уголок экспериментирования в данном случае оборудуется на срок, необходимый для закрепления представлений о свойствах полезных ископаемых и ограничивается 1-2 неделями. Уголок экспериментирования в данном случае оборудуется на срок, необходимый для закрепления представлений о свойствах полезных ископаемых и ограничивается 1-2 неделями.

Роль педагога в эксперименте активный участник активный участник помощник помощник наблюдатель наблюдатель

Технология организации совместной экспериментально- исследоватеьской деятельности с детьми дошкольного возраста

основные составляющие творческого исследовательского поиска выявление проблем, выявление проблем, выработка и постановка гипотез, выработка и постановка гипотез, наблюдения, наблюдения, опыты, опыты, эксперименты, эксперименты, сделанные на их основе суждения и умозаключения. сделанные на их основе суждения и умозаключения.

Детское экспериментирование имеет свои особенности генетическое родство детского экспериментирования с игрой, генетическое родство детского экспериментирования с игрой, манипулирование предметами, которое служит для детей важнейшим способом познания мира. манипулирование предметами, которое служит для детей важнейшим способом познания мира.

Случайные наблюдения и эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке.

Плановые наблюдения и эксперименты. воспитатель сообщает цель или задачу, воспитатель сообщает цель или задачу, дает время на обдумывание дает время на обдумывание привлекает к обсуждению методики и хода эксперимента. привлекает к обсуждению методики и хода эксперимента.

Во время работы нежелательно заранее предсказывать конечный результат нежелательно заранее предсказывать конечный результат не следует требовать от детей идеальной тишины не следует требовать от детей идеальной тишины

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов

Продолжительность эксперимента определяется многими факторами особенностями изучаемого явления, особенностями изучаемого явления, наличием свободного времени, наличием свободного времени, состоянием детей, состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. их отношением к данному виду деятельности.

Эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение

Понятие «исследовательское обучение» введено введено А. И. Савенковым, который считает, что для того, чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию (окружающий мир, природа и др.), создавать проблемные ситуации, решая которые ребенок будет открывать для себя что- то новое. А. И. Савенковым, который считает, что для того, чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию (окружающий мир, природа и др.), создавать проблемные ситуации, решая которые ребенок будет открывать для себя что- то новое.

И. Ильницкая и Л. Остапенко выделили три этапа деятельности педагога педагог побуждает детей внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения. педагог побуждает детей внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения. педагог формирует исследовательскую активность детей в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. педагог формирует исследовательскую активность детей в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. организует деятельность детей по конструированию, в процессе которой дети учатся анализировать условия и находить самостоятельное решение, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность. организует деятельность детей по конструированию, в процессе которой дети учатся анализировать условия и находить самостоятельное решение, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.

Структура занятия-исследования И. Л. Паршуковой 1. постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации; 1. тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия); 1. уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования; 1. уточнение плана исследования; 1. выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования; 1. распределение детей на подгруппы, 1. выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группе; 1. анализ и обобщение полученных детьми результатов.

Типы исследования по Н. М. Коротковой опыты (экспериментирование) освоение причинно- следственных связей и отношений; опыты (экспериментирование) освоение причинно- следственных связей и отношений; коллекционирование (классификационная работа) - освоение родовидовых отношений; коллекционирование (классификационная работа) - освоение родовидовых отношений; путешествие по карте освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира); путешествие по карте освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира); путешествие по «реке времени» освоение временных отношений (представления об историческом времени от прошлого к настоящему). путешествие по «реке времени» освоение временных отношений (представления об историческом времени от прошлого к настоящему).

СОДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по Н. М. Коротковой) Опыты, экспериментирование Состояние и превращение вещества. Состояние и превращение вещества. Движение воздуха, воды. Движение воздуха, воды. Свойство почвы и минералов. Свойство почвы и минералов. Условия жизни растений. Условия жизни растений. Свет и цвет (оптические эффекты). Свет и цвет (оптические эффекты). Простейшие механические устройства. Простейшие механические устройства.

Коллекционирование Виды растений. Виды растений. Виды животных. Виды животных. Виды строительных сооружений. Виды строительных сооружений. Виды транспорта. Виды транспорта. Виды профессий. Виды профессий.

Путешествие по карте Стороны света. Стороны света. Рельефы местности. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели. Природные ландшафты и их обитатели. Части света, их природные и культурные «метки» - символы Части света, их природные и культурные «метки» - символы

Путешествие по «реке времени» Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет – пирамиды). Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет – пирамиды). История жилища и благоустройство История жилища и благоустройство История транспорта. История транспорта. История почты. История почты. История письменности (книги). История письменности (книги). История профессий История профессий