Педагог-психолог МБОУ «СОШ 13» Петуховская Наталья Геннадьевна
Как узнать, готов ли Ваш ребенок к школе? Психологическая готовность ребенка к школе- интеллектуальное развитие ребенка и некоторые особенности личности, без которых невозможно успешное обучение в школе. Личностная и социальная готовность Интеллектуальная готовность Мотивационная готовность.
Переход на новый возрастной уровень Результатом дошкольного периода является наличие у ребёнка новообразований, необходимых для обучения в школе: произвольность психических процессов; смена ведущего вида деятельности в котором развивается ребёнок (игровая деятельность сменяется учебной); самоконтроль; умение планировать.
Социальная зрелость или готовность Фамилия, имя ребёнка, возраст Город, домашний адрес, дома, кв Ф.И.О. родителей, их профессию Времена года, их количество, порядок Дни недели, количество, порядок, какой день сегодня Зачем нужны в школе парты, звонок..
Личностная готовность включает в себя: умение строить отношения с учителем (умение регулировать свои действия и свое поведение, умение воспринимать учебную задачу) умение общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на свою неудачу и проблемы других детей) отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки). возрастную зрелость (что ты умеешь делать?)
Интеллектуальная готовность Наиболее важные показатели это развитие мышления и речи. Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; поэтому» Учите ребят задавать вопросы. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай» Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.
Для оценки сформированности операций мышления можно использовать задания: на анализ предмета и явления (разбиение на части) на синтез (загадки) на классификацию (разложи по группам) на обобщение (назови одним словом) на сравнение (3 признака сходства и различия) на абстрагирование (выделение главного) решение логических задач
Особенности развития внимания. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание, которое качественно изменяется в процессе обучения. Научите ребёнка управлять вниманием (поможет игра: «что изменилось», «послушай тишину», «корректурные пробы», «найди в тексте букву») У дошкольников преобладает непроизвольное внимание, которое качественно изменяется в процессе обучения. Научите ребёнка управлять вниманием (поможет игра: «что изменилось», «послушай тишину», «корректурные пробы», «найди в тексте букву»)
«Корректурные пробы» Вычеркни три разные фигуры за 2 минуты
Особенности развития памяти У дошкольников преобладает непроизвольная память с задатками произвольной. К моменту поступления в школу ребёнок должен запоминать 5 картинок и 5 слов из 10-ти предложенных (возрастная норма) Следует обратить внимание на порядок воспроизведения. Дети эффективнее запоминают что-то яркое, интересное, доброе, поэтому программа обучения наполнена поисковыми задачами, упражнения эмоционально окрашены; учебники и тетради имеют позитивный характер. Педагоги выстраивают содержание уроков с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Запомни картинки
Мотивационная готовность Психологическая готовность к обучению в школе это так же мотивация: это желание учиться и получать знания это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные) это желание общаться с ровесниками и педагогами это развитый познавательный интерес
Способы развития (тренировки) мелкой моторики руки Лепка из глины и пластилина. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Изготовление поделок из бумаги. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Конструирование. Застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д. Нанизывание бус и пуговиц. Плетение косичек из ниток, венков из цветов. Все виды ручного творчества: вязание, вышивание, художественное выпиливание и т. д. Переборка круп. Показ стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении.. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Произвольная сфера Умение выполнять графические диктанты (рисование по клеточкам) Безошибочно списывать и выполнять задание по образцу Подчинять воле все психические процессы
Зрительно-моторная координация Умение ориентироваться на рабочем пространстве Выполнять упражнения, опираясь на размер, положение фигур и их количество Координация движений (крупная моторика)
Математика порядок числового ряда знать прямой и обратный счет до 10 предыдущие и последующие числа в пределах 10 геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) – называть, изображать, отличать от других знать арифметические знаки: +, -, = уметь по части узнавать целое, находить недостающие элементы, видеть предмет через зашумленное восприятие; уметь сравнивать числа (понимать какое больше, какое меньше) уметь хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д.
Грамота Знание и письмо печатных букв Анализ слова по первой букве Определение количества букв и слогов в слове
Чтение Чтение Можно поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква или звук. Не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.
Разговорная речь Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Не довольствуйтесь ответом да или нет, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести его мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Учить грамотно отвечать на поставленные вопросы (простыми и сложными предложениями)
Психологическое сопровождение первоклассников Психологическое сопровождение учащихся младше 14 лет, осуществляется только по согласию родителей (законных представителей ребёнка) Стартовая диагностика, обеспечивающая ФГОС, включает 8-9 методик на интеллектуальное развитие, коммуникативные навыки, морально-этические качества, личностные особенности. (сроки проведения: сентябрь-декабрь) Диагностика формирования детского коллектива (по запросу) Консультационная помощь Просветительская работа (родительские собрания) Индивидуальные занятия (по запросу) Адаптационные занятия с обучающимися Кружковая, факультативная работа «Психология для малышей» (по запросу)
ПОМНИТЕ! В школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться. В школе он будет учиться не один год, а много лет