Пути совершенствования навыков беглого и осознанного чтения младших школьников Учитель МАОУ «СОШ 25» г. Перми Черепанова Л. В
Пути совершенствования навыков беглого и осознанного чтения младших школьников Цель: познакомить с причинами медленного чтения Показать способы повышения уровня качества и беглости чтения
Чтение - вот лучшее учение. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы, зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.
Для того, чтобы повысить качество и беглость чтения, прежде всего, нужно знать факторы, мешающие быстрому чтению. 1. Малое поле зрения -т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков. 2. Плохие память и внимание -забывают, о чём прочитали в самом начале. 3. Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки). 4. Регрессия это непроизвольные, механические, повторные фиксации глазами одного и того же участка текста. 5. Артикуляция это движение органов речи, которые даже при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, а на самом деле они находятся в постоянном скрытом движении
Все упражнения можно разделить на несколько групп: развитие речевого аппарата расширение оперативного поля зрения развитие смысловой догадки- антиципации развитие внимания, памяти, мышления в процессе восприятия текста преодоление трудностей понимания в различных условиях восприятия текста.
Упражнения на развитие речевого аппарата 1. Дыхательная гимнастика: «цветок», «задуй свечу», « Листок на ветру» 2. Упражнения на артикуляцию Чтение ряда гласных, слогов … 3. Упражнения на дикцию: буквенные соединения, чистоговорки 4. Скороговорки
Расширение оперативного поля зрения дуб липа лимон каштан абрикос эвкалипт боярышник лавровишня вашингтония белокопытник
Таблицы Шульте
Развитие смысловой догадки- антиципации Упражнения на догадку частей устойчивых словосочетаний, предложений, частей поговорок, диалога. Чтение текста, перекрытого полосками (2,3,4 – в зависимости от того, как дети читают) Сколько спряталось слов? ВОЛЧИШКОТКРЫТОЛЩЕНОКНОЧЬ
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: "Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь - бывает и от мыши добро". Лев и мышь. Л.Н. Толстой
С цветами ……………….. и солнечным лучом. Весенний ……………. вновь приходит в дом. Пусть он добро, ……………….и …………. принесет ……………….. будет этот день и целый год!
ЁЖИК … Сидит Коля Зайцев возле ПНКЬЕА, собирает ЯДОГЫ. Вдруг совсем рядом, в КТАСУХ, зашуршал кто- то. Коля РДИВНУАЗЛ кусты да как ЗКАИРЧИТ: – Смотрите, кого я НШАЁЛ! – Это ЁИЖК, – сказала Мария Ивановна. – Ух ты, какой фыркучий! Не сердись, ПЖСИОАКЬ! Г. Скребицкий
Развитие внимания, памяти, мышления 1. Диктанты Федоренко 2. Продолжи смысловой ряд 3. Прочитай и найди лишнее 4. Собери слово с помощью математических действий 5. Зашифрованные слова
«Золотые правила быстрого чтения» - РАЗВИВАЙ СВОЕ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ. - НЕ ДОПУСКАЙ ВОЗВРАТНОГО ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ. - ЧИТАЙ БЕЗ ПРОГОВАРИВАНИЯ. - ЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО, ПОСТАРАЙСЯ ПОНЯТЬ, О ЧЕМ ЧИТАЕШЬ - ЧИТАЙ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕКСТОВ.