Котлярова Ольга Альбертовна Учитель географии Высшей категории Педагогический стаж 30 лет По специальности 20 лет МОУ СОШ 42
Ж. Бюффон – французский натуралист
Курсовая по теме «Информационные технологии на уроках географии в курсе 6 класса».
Актуальность Существующее направление использование ИКТ в процессе обучения географии рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения и кроме учебных целей имеет задачи по формированию информационной грамотности.
Основными принципами его являются 1. Применение ИКТ направлено на формирование личности ребенка. 2. Учитель выступает как организатор учебно- воспитательного процесса, как помощник и консультант. 3. Центральное место занимает применение знаний и умений в процессе решения учебных задач на всех этапах урока. В результате происходит слияние различных этапов и функций урока, их синтез, направленный на активизацию учебного процесса.
Цели и задачи 1. Выработать у учащихся стойкий познавательный интерес, положительную мотивацию к обучению. 2. Формировать индивидуальные особенности школьника. 3. Способствовать развитию у учащихся творческого мышления.
Содержание В зависимости от дидактических целей и специфики курса географии можно выделить следующие виды компьютерных программ: учебные, тренажерные, справочно-информационные, компьютерные уроки-презентации. Их можно использовать на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний.
После таких уроков изученный материал остается у учащихся как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьников. Чаще всего в своей практике я провожу уроки комбинированного типа, где присутствует опрос домашнего задания и объяснение нового материала, с использованием средств, описываемых ранее.
Заключение На современном этапе реформирования школьного образования наблюдается пересмотр концепций, организации учебно-производственной деятельности от жесткого авторитарного управления процессом обучения на уроках (где учащиеся выступали объектом «обучающегося воздействия») перешли к системе организации поддержки и стимулирования познавательной деятельности субъекта обучения, к созданию новых условий сотворчества, самоуправления, сопереживания, что является основой личностно-ориентированного обучения. Таким образом в профессиональной деятельности учителя есть простор для поиска, педагогического творчества, как на традиционном, так и на технологическим уровне.
Список литературы 1. Гусева А.И, Смольникова И.А, Филиппов С.А., Чиркова М.А. Применение ИКТ в учебном процессе 2. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. Научно- методический журнал «География в школе». М., «Школа-пресс», 5, 2004, с Петрова Н.Н. Учебное электронное издание по географии для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. 4. Таможня Е.А. Компьютерные технологии :возможности использования, Научно-методический журнал «география в школе»М. «школа-пресс» г. 5. Детская энциклопедия, электронный вариант «Погода и климат», часть 1.
Тема урока Факторы, формирующие климат. Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока Сформировать представление о причинах, влияющих на климат, таких как: - Географическая широта; - Рельеф; - Направления господствующих ветров; - Удаленностей от океана; - Океанических течений. Закрепить понятия: географическая широта, рельеф, воздушные массы, океанические течения.
План урока 1. Задания на проверку. 2. Объяснение нового материала. 3. Задания на закрепление темы. 4. Объяснение домашнего задания.
Задания на проверку Географическая широта это: … Следствием вращения Земли вокруг оси: … Зенит это: …
Зависимость климата от географической широты. 1. Какую закономерность изменения температуры вы заметили? 2. Почему температура меняется с широтой? Широта Среднегодовая температура Северный полюс ,6 50+5, Экватор+25, , ,3 50+5,3 60-3,4 Южный полюс-33
Чем дальше от экватора, тем меньше угол падения солнечных лучей на земную поверхность, а значит, воздух нагревается меньше.
Изменение температуры с географической широтой Различная высота Солнца По разному нагревается земная поверхность Различная температура воздуха
Зависимость климата от рельефа Что такое рельеф? Горы задерживают массы воздуха, создают благоприятные условия для конденсации водяного пара, поэтому на склонах, обращенных в сторону влажных ветров выпадает больше осадков.
Зависимость климата от господствующих ветров. Что такое ветер? Вопрос: почему в разных частях земной поверхности наблюдаются различные ветры? Ответ: различно давление воздуха над разными участками суши, поэтому разнообразны свойства воздуха над ними. Воздух перемещается с одной территории на другие, перенося тепло, холод, влагу. Все это формирует климат.
Зависимость климата от удаленности от океана. Работа с текстом учебника и рис.90 на странице 139. Заполняем таблицу. Сравнива самые черты Морской Умеренн о- континентальный Контине нтальны й Резко- континентальный Умеренн ый (муссонный) Калинингра д Москва Екатеринбу рг Чита П.- Камчатски й Средняя t января Средняя t июля Годовое кол-во осадков
Для закрепления усвоения влияния океана на климат заполняем следующую таблицу Сравнивасамые черты Морской климат Континентальн ый климат Муссонный климат Лето (жаркое, нежаркое) Зима (прохладная, холодная, морозная) Расстояние до океана
Влияние океанических течений на формирование климата Что такое океанические течения? Теплое течение Повышение температуры воздуха Увеличение испарения Увеличение количества осадков Холодное течение Понижение температуры воздуха Уменьшение испарения Уменьшение количества осадков
Вопросы для закрепления темы урока Как климатообразующие факторы оказывают влияние на климат Тверской области? 1. Географическая широта?1. Есть ли смена времен года? 2. Какое время года самое теплое? 3. Какое время года самое холодное? 2. Высота над уровнем моря?1. Абсолютная высота… 2. Поэтому атмосферное давление: … 3. Поэтому t воздуха выше или ниже окружающей территории? 3. Влияние рельефа.1. Какая форма рельефа влияет на климат? 2. Каким образом и в какой части территории Тверской области? 4. Близость океана.1. Какой океан оказывает большее влияние? 2. Какое влияние он оказывает летом, зимой?
Домашнее задание §45; Вопрос 1 (устно); Вопрос 3 (письменно). Вопрос 4 (творческое задание): сочинение на тему «Возможные последствия для климата при изменения рельефа области».