Нормы современного русского литературного языка. Основные виды речевых ошибок. Урок 1 Нормы современного русского литературного языка. Основные виды речевых ошибок. Урок 1 АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ
Слово важнейшая единица языка. Слово не только называет предмет или явление, но и выполняет эмоционально- экспрессивную функцию.
Культура речи – это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей.
В культуре речи выделяется две стороны: Правильность речи. Речевое мастерство.
Фонетические нормы – это нормы произношения звуков современного русского языка, постановки ударения в словах и соблюдения правильной интонации.
Лексико-фразеологические нормы – это нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении.
В каком слове неверно выделена буква обозначающая ударный гласный звук: 1) диспанс Ер, докум Ент 2) алфав Ит, баловн Ик 3) рододендрон Он, сантим Етр 4) завсегда Атай, кладов Ая
В каком предложении автор использует антонимы? 1 ) 5 2) 18 (5) Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. (18) Так и получается: заходишь в любой книжный – глаза разбегаются.
Грамматическая ошибка – это нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения
1) Нет ли в сочинении речевых ошибок? 2) Если есть, то как их можно исправить?
Правильность речи – это соблюдение языковых норм современного русского языка. Говорящие и пишущие с точки зрения нормы оценивают речь как правильную(норма) или неправильную(ошибка).
Обратите внимание: на значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами.
Основные причины речевых ошибок: Непонимание значения слова Лексическая сочетаемость Употребление синонимов Употребление омонимов Употребление многозначных слов Многословие Лексическая неполнота высказывания Лексическая неполнота высказывания Новые слова
Основные причины речевых ошибок: Устаревшие слова Слова иноязычного происхождения Диалектизмы Разговорные и просторечные слова Профессиональные жаргонизмы Фразеологизмы Клише и штампы
Непонимание значения слова. Употребление слова в несвойственном ему значении: Меня раздражает его отвратительная харизма.
Непонимание значения слова. Костер все больше и больше распалялся, пылал. Распаляться - 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Прийти в сильное возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством. Разгораться - начинать сильно или хорошо, ровно гореть.
Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики. Пример: Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
Укажите предложение с ошибкой: И те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени. Необходимо сравнить результаты третьего обследования и предыдущих.
Укажите предложение с ошибкой: И те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени. Необходимо сравнить результаты третьего обследования и предыдущих.
Выбор слов-понятий с различным основанием деления (конкретная и отвлеченная лексика).
Укажите неверный вариант: 1) Для детей в сентябре наступает эра учебы. 2) Для детей в сентябре наступает время учебы.
Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний. Алкоголик - тот, кто страдает алкоголизмом. Алкоголизм - болезненное пристрастие к употреблению спиртных напитков.
Найдите ошибку в предложении. Природа в этом стихотворении наполнена олицетворениями
Неразличение оттенков значения синонимов: Грандиозный учёный
Найдите ошибку в предложении. Нужно ликвидировать пороки выпускаемой продукции.
Найдите ошибку в предложении. Нужно ликвидировать пороки выпускаемой продукции.
Смешение паронимов: Особенности лиричного героя Пушкина.
Паронимы – слова, которые близки по звучанию и значению, но различны в оттенках смысла и в употреблении.
Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение. Праздничный - прилагательное к праздник (праздничный ужин, праздничное настроение); Праздный - не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь).
Запоминаем! Встать: На цыпочки, На дыбы, На чью –то сторону Стать: Человеком, специалистом, врачом, Лошади, Двигатели, мотор, часы, река
1. В каком предложении вместо слова глубокий следует глубинный? 1) Глубокой ночью все в деревне затихло, даже легкий ветерок не шевелил опавшую листву. 2) Во время паводка глубокая горная река затопила пастбище. 3) Подводная глубокая бомба, оставшаяся в море со времен войны, неожиданно всплыла на пути круизного лайнера. 4) Производство авиационной техники было налажено в глубоком тылу.
Укажите смешение паронимов: 1) Экранизировали один за другим разные рассказы Лавренева. 2) В начале конференции трибуна была представлена гостям для приветствий. 3) Из-за большого количества приезжих число закоренелых москвичей невелико.
Укажите смешение паронимов: 1) Экранизировали один за другим разные рассказы Лавренева. 2) В начале конференции трибуна была представлена гостям для приветствий. 3) Из-за большого количества приезжих число закоренелых москвичей невелико.
Лексическая сочетаемость
При выборе слова следует учитывать не только значение, которое ему присуще в литературном языке, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом.
Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т. д.
Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Показывать можно пример, но не образец. А образцом можно быть, например, для подражания.
Нарушение лексической сочетаемости: Расширяется уровень владения техникой; это играет важное значение в жизни
Следует говорить: Имеет значение - играет роль Повысили уровень–расширили кругозор Одержал победу – потерпел поражение Приложил усилия– предпринял попытку Сквозной линией – красной нитью Поднять бокалы – провозгласить тост Внушает уважение –вызывает сомнение
Обратите внимание: Постигла удача – Верно: постигла неудача, ждала неудача, Львиная часть – Верно: львиная доля и большая часть. Чаша терпения лопнула – Верно: чаша переполнилась и лопнуло терпение
Обратите внимание: Имеет значение – играет роль, Повысили уровень – расширили кругозор, Доставили удовольствие – причинили боль, Одержал победу – потерпел поражение, Нарастить мощь, силу – повысить мастерство,
Обратите внимание: Приложил усилия – предпринял попытку Сквозной линией – красной нитью, Поднять бокалы – провозгласить тост, Внушает уважение – вызывает сомнение, Не замедлили сказаться – не заставили себя ждать.
Укажите неверный вариант: А) постигла неудача, Б) львиная доля, В) большая часть, Г) чаша терпения лопнула.
Укажите неверный вариант: А) постигла неудача, Б) львиная доля, В) большая часть, Г) чаша терпения лопнула.
Укажите неверный вариант: А) провозгласить тост, Б) вызывает сомнение, В) не заставили себя ждать, Г) сквозной нитью.
Укажите неверный вариант: А) провозгласить тост, Б) вызывает сомнение, В) не заставили себя ждать, Г) сквозной нитью.
Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, несочетаемых между собой слов: живой труп, горячий снег, обыкновенное чудо... В этом случае перед нами один из видов тропов - оксюморон.
Нарушение лексической сочетаемости: Делать художественные средства Предпринять меры
Коричневые глаза Чичиков постепенно покидает город
Н а й д и т е о ш и б к у! Показывать вид Выполнить мечту Играть большое значение
Следует говорить: Имеет значение - играет роль Повысили уровень–расширили кругозор Одержал победу – потерпел поражение Приложил усилия– предпринял попытку Сквозной линией – красной нитью Поднять бокалы – провозгласить тост Внушает уважение –вызывает сомнение
Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов. 1) предпринимать усилия 2) высказать гипотезу 3) повысить потенциал 4) обнаружить закономерность 5) предвещать поражение
Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов. 1) предпринимать усилия 2) высказать гипотезу 3) повысить потенциал 4) обнаружить закономерность 5) предвещать поражение
Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов. 1) взыскать материальный ущерб 2) удовлетворять современным потребностям 3) предпринять меры 4) заслужить уважение 5) выражать опасения
Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов. 1) взыскать материальный ущерб 2) удовлетворять современным потребностям 3) предпринять меры 4) заслужить уважение 5) выражать опасения
Употребление синонимов. Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. У синонимов может быть разная функционально- стилистическая окраска. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке.
Ошибка, просчет, оплошность, погрешность - стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка - просторечные; оплошка - разговорное; ляп - профессионально-жаргонное.
Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.
Вчера мне было печально. Синоним грустно сюда вполне подходит: Вчера мне было грустно. Но в двусоставных предложениях эти синонимы взаимозаменяются. Печально я гляжу на наше поколенье....
Употребление омонимов.
Омонимы
Омонимы – слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (вид города – вид глагола, кисть винограда- кисть руки, ключ от замка – родниковый ключ).
Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но все же в определенных речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.
Экипаж находится в отличном состоянии. Экипаж - это повозка или команда? Само слово экипаж употреблено правильно. Но для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст.
Очень часто к двусмысленности приводит употребление в речи (особенно устной) омофонов (одинаково звучащих, но по-разному пишущихся) и омоформ (слов, совпадающих по звучанию и написанию в отдельных формах).
Употребление многозначных слов.
Включая в свою речь многозначные слова, мы должны быть очень внимательны, должны следить, понятно ли именно то значение, которое мы хотели раскрыть в этой речевой ситуации.
При употреблении многозначных слов (как и при употреблении омонимов) очень важен контекст. Именно благодаря контексту ясно то или иное значение слова.
И если контекст отвечает своим требованиям: законченный в смысловом отношении отрезок речи, позволяющий установить значения входящих в него слов или фраз, то каждое слово в предложении понятно.
Он уже распелся. Непонятно: или он начал петь, увлекся; или, пропев некоторое время, начал петь свободно, легко.
Практические упражнения:
Укажите ошибку: Красивы весной березки в своем подвенечном саване.
Укажите ошибку: –Весной линяют зайцы и синицы, а у куниц появляется наследство.
Укажите ошибку: Специалисты нашего оздоровительного центра обладают как традиционными, так и новейшими методами диагностики.
Укажите предложение с ошибкой: Северный полюс долгое время оставался недоступным для исследователей. В течение февраля продолжительность суток в Подмосковье возрастает на два часа.
Укажите предложение с ошибкой: Северный полюс долгое время оставался недоступным для исследователей. В течение февраля продолжительность суток в Подмосковье возрастает на два часа.
Укажите предложения с ошибкой: 1) Девочка будет играть заглавную роль в фильме "Голубой портрет". 2) Экспертизу писем поручили сотруднику криминогенного отделения милиции. 3) Хорошо наезженный проселок был густо испещрен свежими отпечатками покрышек автомашин.
Укажите предложения с ошибкой: 1) Девочка будет играть заглавную роль в фильме "Голубой портрет". 2) Экспертизу писем поручили сотруднику криминогенного отделения милиции. 3) Хорошо наезженный проселок был густо испещрен свежими отпечатками покрышек автомашин.
Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту. 1) Собранный материал говорит о том, что шаровая молния- [реалия(1) реальность(2)] 2) Ученик почувствовал себя полным [невежей(3), невеждой(4)] 3) Перед собранием [встал (5) стал(6)] такой принципиальный вопрос
Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту. 1) Собранный материал говорит о том, что шаровая молния- [реалия(1) Реальность (2)] 2) Ученик почувствовал себя полным [невежей(3), невеждой (4)] 3) Перед собранием [встал (5) стал(6)] такой принципиальный вопрос
Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту. 1) Все [экспонаты(1), экспоненты(2)] были подготовлены и сложены в ящики. 2) В декабре в обществе приняли [акционерные(3), акционерские(4)] взносы на особенно крупную сумму. 3) Все его странные поступки продиктованы непомерным самомнением и [гордыней(5), гордостью(6)]
Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту. 1) Все [экспонаты (1), экспоненты(2)] были подготовлены и сложены в ящики. 2) В декабре в обществе приняли [акционерные(3), акционерские (4) ] взносы на особенно крупную сумму. 3) Все его странные поступки продиктованы непомерным самомнением и [гордыней (5), гордостью(6)]
Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов. 1) неослабная помощь 2) не играет значения 3) повышать мастерство 4) скрытная угроза 5) изъявлять признательность
Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов. 1) неослабная помощь - слабая 2) не играет значения - роль 3) повышать мастерство - повысить 4) скрытная угроза -скрытая 5) изъявлять признательность - изъявить
Употребление иностилевых слов: Я прочитал текст, и меня ошарашила мысль…
Неуместное употребление эмоционально окрашенной лексики Проблема эта просто затягивает с головой.
1. В каком предложении вместо слова глубокий следует глубинный? 1) Глубокой ночью все в деревне затихло, даже легкий ветерок не шевелил опавшую листву. 2) Во время паводка глубокая горная река затопила пастбище. 3) Подводная глубокая бомба, оставшаяся в море со времен войны, неожиданно всплыла на пути круизного лайнера. 4) Производство авиационной техники было налажено в глубоком тылу.
В каком предложении вместо слова добровольный нужно употребить добровольческий? 1) Человеческий труд всегда должен быть добровольным. 2) Фонд помощи пострадавшим от наводнения получил много добровольных взносов от населения. 3) Добровольное общество содействия армии существует и теперь. 4) Добровольная армия смогла победить сильного противника.
В каком предложении вместо слова освоить нужно употребить усвоить? 1) Производство нельзя наладить, если не освоить новую технику. 2) Переселенцы из Европы в 18 веке освоили новые земли в Австралии. 3) Студент не смог быстро освоить прочитанное. 4) Учащиеся техникума во время практики освоили новое заводское оборудование.
Выберите правильный вариант: 1) благодаря поддержке 2) благодаря предательству
Выберите правильный вариант: 1) вследствие предстоящих событий 2) ввиду предстоящих событий
Выберите правильный вариант: 1) вследствие предстоящих событий 2) ввиду предстоящих событий
Укажите неверный вариант: 1) Они лежали на спине ничком. 2) Они лежали навзничь.
Укажите неверный вариант: 1) Они лежали на спине ничком. 2) Они лежали навзничь.
Укажите правильный вариант: А) громко грохочет, Б) следует отметить следующее, В) внушает уважение.
Укажите неверный вариант: А) играет роль, Б) расширили кругозор, В) причинили боль, Г) одержали поражение.
Укажите неверный вариант: А) играет роль, Б) расширили кругозор, В) причинили боль, Г) одержали поражение.
Укажите неверный вариант: А) потерпел поражение, Б) повысить мастерство, В) предпринял попытку, Г) повысить кругозор.
Укажите неверный вариант: А) потерпел поражение, Б) повысить мастерство, В) предпринял попытку, Г) повысить кругозор.
Нормы современного русского литературного языка. Основные виды речевых ошибок. Урок 1
Культура речи – это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей.
В культуре речи выделяется две стороны: Правильность речи. Речевое мастерство.
Правильность речи – это соблюдение языковых норм современного русского языка. Говорящие и пишущие с точки зрения нормы оценивают речь как правильную(норма) или неправильную(ошибка).
Лексико-фразеологические нормы – это нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении.
Грамматическая ошибка – это нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения
Употребление слова в несвойственном ему значении: Меня раздражает его отвратительная харизма.
Употребление иностилевых слов: Я прочитал текст, и меня ошарашила мысль…
Неуместное употребление эмоционально окрашенной лексики Проблема эта просто затягивает с головой.
Неоправданное употребление просторечных слов и фразеологизмов, диалектизмов, жаргонизмов Некоторые оттягиваются в Интернете.
Нарушение лексической сочетаемости: Расширяется уровень владения техникой; это играет важное значение в жизни
Плеоназм: Возложить цветы к памятному мемориалу.
Употребление рядом(или близко) однокоренных слов (тавтология): Учитель учит Сделанное дело Работящий работник
Смешение паронимов: Особенности лиричного героя Пушкина.
Ошибки в выборе антонимов при построении антитезы: Не веселый, но и не мажорный…
Вы заблудились в трёх елях Он привык из кильки делать кита Плач крокодила Нарушение структуры фразеологизма:
Смешение лексики разных исторических эпох: Учитель погрозил мне перстом На Печорине ловко сидел пиджак.
Неудачный порядок слов. Мещерский край научил ценить все прекрасное Паустовского. Автор призывает освободиться от всех дурных привычек, влияний и предрассудков школьников.
Нормы современного русского литературного языка. Основные виды речевых ошибок. Урок 1