1 Вопросы организации заявительной аттестации в 2014 году Рекомендации по обязательной аттестации Министерство образования и науки Республики Татарстан
2 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 49. Аттестация педагогических работников п. 3 статьи 49: аттестация педагогических работников осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации 2
3 Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. 68-ЗРТ "Об образовании " п. 4 статьи 4: орган исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющий государственное управление в сфере образования проводит аттестацию в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Республики Татарстан, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность 3
4 Положение о Министерстве образования и науки Республики Татарстан" в ред. Постановлений КМ РТ от п. 3. Функции Министерства: аттестация педагогических работников образовательных организаций Республики Татарстан и муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории Республики Татарстан 4
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ - КАК ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Новое в аттестации ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ на соответствие занимаемой должности, в рамках которой проводится оценка знаний педагогов (направили проект Регламента) ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА при аттестации на квалификационные категории (высшую или первую) МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, рекомендованная МО и Н РФ для проведения аттестации в регионах
Основополагающие документы для проведения аттестации Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», предусматривающая особую роль аттестации в совершенствовании учительского корпуса Единый квалификационный справочник, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от р Приказ МО и Н РФ от 07 апреля 2014 г. 276 «О Порядке проведения аттестации педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
Основополагающие документы для проведения аттестации ФГОС начального общего образования (1-4 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. 1241, от 22 сентября 2011 г. 2357); ФГОС основного общего образования (5-9 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. 1897); ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. 413).
Нормативный документ МО и Н РТ, определяющий задачи по аттестации на 2014/2015 учебный год Приказ МО и НРТ от 23 июля 2014 г. 4206/14 «Об итогах аттестации педагогических работников образования РТ в 2013/2014 учебном году и задачах по аттестации на 2014/2015 учебный год»
Министерство образования и науки Республики Татарстан 10 При Министерстве по делам молодежи, спорту и туризму РТ При Министерстве культуры РТ При Министерстве здравоохранения РТ. При Министерстве здравоохранения РТ. Аттестационная комиссия МО и НРТ
11 Для МО и Н РТ: - перевод процедур педагогической аттестации в режим Интернет-технологий в информационной системе «Электронное образование» Для ОУ: - Организовать в ОУ проведение методических семинаров, педсоветов по совершенствованию ведущих профессиональных компетенций в рамках нового порядка аттестации, проведение аттестацию на СЗД Задачи на 2014 /2015 учебный год
12
13 Приказ МО и Н РФ от 07 апреля 2014 г. 276 «О порядке проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность » Федеральные документы
14 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Федеральные документы
Письмо Департамента общего образования МО и Н РФ от г «О повышении квалификации и аттестации педагогических работников»
16 Два вида аттестации для педагогов: 1 вид: с целью подтверждения соответствия занимаемой должности на уровне ОУ 2 вид: для установления соответствия уровня квалификации требованиям квалификационной категории (первой или высшей) Изменения в порядке аттестации
17 ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится по представлению работодателя один раз в 5 лет в отношении тех, у кого нет квалификационных категорий Процедура аттестации: Оценка профессиональной деятельности (оценка знаний в письменной форме).
18 Отказ работника от прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности является нарушением трудовой дисциплины, влекущее за собой дисциплинарные взыскания в соответствии со статьей 192 ТК РФ - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКА
19 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ за своевременное проведение аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности работником -
20 Не подлежат аттестации работники: имеющие квалификационные категории, проработавшие в должности менее 2 лет в организации; 1. беременные женщины, либо находящиеся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком до 3-х лет; 2. отсутствовавшие на рабочем месте более 4-х месяцев. - ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
21 Их аттестация возможна По п. 1. не ранее, чем через 2 года после их выхода с отпуска По п.2. не ранее, чем через год после выхода их на работу СРОК ИХ АТТЕСТАЦИИ
22 Перенос сроков аттестации в пределах 1 года : - по болезни ( больничный лист, справка), - если срок категории истек во время отпуска до 1 года или зарубежной командировки (стажировки ), -если работник перешел в год аттестации на новое место работы в связи с сокращением, - если работник завершает обучение в ВУЗе, ССУЗе ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
23 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИИ 1 этап: Подготовка работодателем представлений на аттестуемых педагогов 2 этап: издание приказа в ОУ, 3 этап: определение графика проведения аттестации; 4 этап: Проведение оценки знаний
24 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИИ 5 этап: Проведение аттестации 6 этап: Оформление протокола в день проведения 7 этап: Выдача выписок из протокола (не позднее 2 рабочих дней) 8 этап. Работодатель знакомит с выпиской в течение 3 – х рабочих дней (передает протокол для хранения в личном деле работника)
25 Оценка профессиональных знаний аттестуемых в РТ Проводятся аттестационной комиссии по графику Ведущая форма – тестирование в присутствии комиссии Альтернативные формы: -решение педагогических ситуаций - составление конспекта урока (занятия)
26 Методика оценки квалификации педагогических работников Квалификация- совокупность 6 основных компетентностей Компетентность в области личностных качеств. Компетентность в постановке целей и задач. Компетентность в мотивировании обучающихся. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности. Компетентность в организации педагогической деятельности.
27 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ -максимальное время для написания конспекта урока (занятия) - 3 часа; -педагог имеет при себе рабочую программу, гелевую ручку, 10 л. бумаги, учебник (хрестоматии, сборники задач); -педагогу предлагается инструкция (структура конспекта, критерии, требования)
28 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ информация о сроках и месте проведения оценки знаний сообщается работнику за месяц; работодатель издает приказ о проведении оценки знаний; работник информирует аттестационную комиссию о форме, предмете, классе, рабочей программе; в назначенный день работник составляет конспект урока (занятия) на бумагоносителе в присутствии экспертов –членов экспертной комиссии: тему урока предлагает комиссия из числа 10 тем по изучению нового материала, указанных в рабочей программе
29 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ перед началом процедуры листы штампуются; по завершении конспекты передаются на проверку членам комиссии; по результатам проверки: - оформляется протокол ( в 2-х экз.);
30 Приказ МО и Н РФ от 07 апреля 2014 г. 276 «О порядке проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность » Федеральные документы
31 Аттестация для присвоения квалификационных категорий (первой или высшей) Проводится по заявлению педагогических работников до истечения срока имеющейся квалификационной категории Досрочная аттестация разрешается через 2 года после предыдущей аттестации Процедура аттестации: экспертная оценка.
32 Требования для присвоения первой категории: -стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ; -выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно- спортивной деятельности; -личного вклада в повышение качества образования, -совершенствования методов обучения и воспитания, -транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, -активного участия в работе методических объединений педагогических работников Новое в требованиях
33 Требования для присвоения высшей категории - наличие первой категории; - участие воспитанников во всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; -транслирования в педагогических коллективах - опыта практических результатов - своей профессиональной деятельности -активное распространение инновационного опыта, -по повышению качества обучения и воспитания - Экспериментальная работа Новое в требованиях
34 Работник подает в комиссию через ЭО: 1. Заявление по установленной форме 2. Справка о профессиональном тестировании (в 2014 году работник прошел заранее) 3. Копия аттестационного листа или другого документа по итогам предыдущей аттестации для высшей категории Готовят эксперты на аттестуемого работника: 1. Экспертное заключение, экспертный лист Перечень документов при аттестации на категорию (первую или высшую)
Тестирование проводился - с 2009 по 2014 год - в формате ЕГЭ, ЕРЭ - в РЦМКО остальные работники – через компьютерное тестирование В 2015 году все педагоги будут проходить тестирование в системе «Электронное образование» после подачи заявления
Зачетный минимум На первую категорию – 70 баллов На высшую категорию – 80 баллов При нехватке - 2 балла добавляются автоматически 36
37 Внимание! В 2014 году результаты тестирования учитываются за последние 5 лет
38 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЯВИТЕЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИИ в 2014 году
39 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЯВИТЕЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИИ в 2014 году 1. Предварительный этап: - прохождение работником профессионального тестирования (компьютерного или в формате ЕГЭ) СПО -подача заявления на аттестацию - ( кто прошел в 2010 году); - подготовка для экспертов листа самооценки 2. Подача документов через ИС 3. Издание приказа МО и Н РТ о проведении аттестации 4. Проведение экспертизы по месту работы аттестуемого педагога в 2014 году 5. Заполнение экспертных заключений в ИС 6. Проведение заседания АК МОиН РТ 5. Издание приказа МОиН РТ об итогах аттестации, оформление и выдача аттестационных листов отменено
40 Алгоритм проведения экспертизы 1. Экспертные комиссии определяют состав экспертных групп для утверждения приказом МО и Н РТ (направить по почте предложения); 2. Независимые эксперты проводят экспертизу профессиональных результатов, анализируют уроки, сопоставляют свои выводы с листом самооценки аттестуемого педагога, готовят экспертное заключение; экспертный лист 3. Экспертные комиссии контролируют оформление экспертного заключения в ИС передают копии экспертного листа в МОиН РТ для оплаты На 2015 год муниципалы и ОО должны включить в свой бюджет оплату экспертов
41 Экспертиза из 2 блоков мониторинг результатов (п.3.5) ЕГЭ, ЕРЭ тестирование олимпиады внутренний контроль аттестационная экспертиза самооценка экспертная оценка
Эксперты ( не более 2 чел.) Для впервые аттестуемых: - независимый эксперт (1 чел.) и зам.директора ОУ (1 чел.) по месту работы аттестуемого Для подтверждающих категорию: - администрация ОУ (1 чел.) Аттестуемый имеет право потребовать независимых экспертов
43 Независимые эксперты не направляются к педагогическим работникам (при повторной аттестации) при наличии у них: -достижений на профессиональных конкурсах, предметных олимпиадах и др. -государственных, отраслевых наград. К руководящим работникам, аттестуемым по педагогическим должностям, независимые эксперты направляются обязательно.
Важно! Для высшей категории дополнительно проводится экспертиза инновационных разработок, если отсутствует инновационная деятельность аттестуемых в рамках методических конкурсов, научно –практических конференций (республиканского, федерального, международного уровней) - - экспериментальная работа
Перечень документов необходимых для ИС: Заявление Аттестационный лист старый для высшей категории Карта результативности профессиональной деятельности для всех Заключение экспертизы Удостоверение о курсах, заверенные Рецензия или отзыв на авторские разработки ( или документ об участии в методическом конкурсе республиканского уровня), свидетельство или сертификат об экспериментальной работе Подтверждающий документ об участии детей в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях всероссийского уровня или в региональном этапе данных мероприятий
46 Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан 5145/14 от г. «О проведении аттестации педагогических работников образовательных учреждений Республики Татарстан в 2014 г.» Региональные нормативные документы
47 НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ МОи РТ Приказ МО и Н РТ 4231/14 от г. «Об утверждении Административного регламента по проведению аттестации педагогических работников Республики Татарстан » Приказ МО и Н РТ 597/14 от г. «Об экспертных комиссиях по муниципальным образованиям Республики Татарстан аттестационной комиссии МОиН РТ»
48 НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ МОиН РТ Приказ МО и Н РТ 3669/14 от 14 июля 2014 г. «Об утверждении Положения о формах и процедурах аттестации педагогических работников РТ» (В 2015 году изменится)
49 РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ Отраслевое Соглашение между МО и НРТ и Татарским рескомом профсоюза работников народного образования и науки на гг. Приложение 2 « Права и льготы работников образования Республики Татарстан при подготовке и проведении аттестации»
Отраслевое соглашение с профсоюзом работников образования основания для переноса сроков аттестации на подтверждение СЗД; применение упрощенных форм экспертизы при наличии заслуг, отраслевых и государственных наград; сохранение квалификационных категорий на разных должностях (учебных предметах) 50
51 Приказ МО и НРТ от 20 января 2011 г. 63/11 «Об утверждении Примерного положения об аттестации руководителей (директоров, заведующих, начальников) образовательных учреждений
52 РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ Приказы Министерства образования и науки Республики Татарстан: от 19 января 2011 г. 47/11 «Об утверждении Положения об аттестационной комиссии МО и Н РТ» от 12 января 2012 г. 107/12 «Об аттестационной комиссии МО и Н РТ»
53 Задачи экспертной комиссии по подготовке и проведению аттестации на соответствие занимаемой должности в ОУ 1. Обучить зам. директоров, председателей аттестационных комиссии УО; 2. Контролировать проведение оценки знаний, аттестации; 3. Контролировать разработку локальных актов по СЗД (направлено официально)
54 Задачи экспертной комиссии по подготовке и проведению аттестации на квалификационные категории 1. Подготовить список педагогов, у которых срок действия категорий заканчивается в 2015 г. 2. Информировать их о сроках и условиях подачи заявлений на аттестацию, в т. ч. Для подтверждения имеющейся категории 3. Заранее обязаны были направить их на профессиональное тестирование. В 2015 году тестирование будет после заявления для всех
55 ГРАФИК АТТЕСТАЦИИ НА СЗД В целом не должно быть графика сентябрь 2014 года - оформление, представлений и списков (по форме протокола экспертной комиссий в программе EXEL), приказов с 1 октября по 10 октября 2014 г. - проведение оценки заний в присутствии представителей экспертной комиссии АК МО И Н РТ, проведение заседания
56 ЗАЯВИТЕЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ НА ПЕРВУЮ И ВЫСШУЮ КАТЕГОРИИ в 2014 г. Октябрь 2014 г. централизованный прием в ИС заявлений на аттестацию работников, у которых срок действия квалификационных категорий заканчивается в 2015 г. Ноябрь 2014 г.– работа экспертных групп Декабрь 2014 г. – направление договоров на экспертов в МО и Н РТ, проведение заседания комиссии, вывешивание на сайт приказа приказ МОиН РТ от г. 5143/14 «О внесении изменении в порядок оформления результатов аттестации педработников»
Общая задача Сохранение и дальнейшее совершенствование региональной модели аттестации педагогических кадров в соответствии с современными требованиями 57
58 http// Раздел/ОБРАЗОВАНИЕ/ «Педагогическая аттестация» Тел Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан
62 Министерство образования и науки Республики Татарстан