Учебный процесс в современных условиях Замыслы – реализация учебный год
Данные Федерального мониторинга по реализации ФГОС ОО (извлечения- основные проблемы) Непонимание сути требований ФГОС ОО, недостаточная компетентность педагогов в области технологий и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС, с другой стороны – сопротивление изменениям; Проблема реализации новых требований средствами старого содержания; Роль и возможности внеурочных занятий для работы по ФГОС не являются очевидными; Неумение педагога выстраивать урочное занятие как систему последовательного решения учебных задач через проблемные и учебные ситуации.
Учебный процесс в современных условиях направлен на: Создание опыта работы с информацией, ее применение в нестандартных и непривычных жизненных ситуациях, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию учащихся Формирование способов деятельности, применимых в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Изменение готовности учителя к профессиональной деятельности – это в первую очередь проявить способность к : овладению новыми педагогическими технологиями, ориентированными на достижение планируемых образовательных результатов; проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде; использованию дидактического потенциала средств ИКТ Выбирай цель, которая опережает время…
Современные роли учителя Главная задача учителя- Создание и организация условий, инициирующих учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам, отвечающим новым запросам общества Исследователь, Консультант, Организатор, Руководитель проектов, Навигатор эффективной работы со знанием, «коллективный учитель»
Современные виды профессиональной деятельности учителя Анализ планируемых результатов обучения, целей и задач учебного процесса. Выстраивание содержательных линий изучения предмета; Разработка педагогического сценария, планирование и подбор учебных ситуаций, методов, организационных форм; Разработка учебных задач, а также подбор средств обучения для осуществления планируемой учебной деятельности и др.
Современная формула подготовки учебного занятия в условиях работы по ФГОС Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели занятия. Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций. Отбор средств обучения
Определение и формулирование планируемых результатов Четко и конкретно определить, чего достигнет учащийся. Обычно краткосрочны. Определяются учителем с учетом имеющихся ресурсов, особенностей учащихся. Сформулированы так, чтобы дать возможность определить достижение задачи.
Уровневая дифференциация планируемых образовательных результатов Образовательные результаты могут быть сформулированы от простейших до более сложных: 1. Я могу назвать, обозначить и т.п. 2. Я могу найти, описать, сравнить и т.п. 3. Я могу объяснить и т.п. 4. Я могу найти, отобрать, обобщить и предоставить это в понятной форме и т.п. 5. Я могу найти, обобщить, подробно объяснить, прогнозировать, связывать факты, показывать процессы на примере экспериментов и т.п.
Анализ образовательных результатов Предметные результаты могут быть проанализированы через совокупность следующих компонентов: Базовые категории предмета и его ключевые понятия; Законы, закономерности, правила; Методы решения задач; Факты; Культурологический компонент ( идеи, традиции и ценности); Ведущие научные идеи и теории; Проблемы и гипотезы.
Учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач Например, задачи: С недостаточностью исходных данных; С неопределенностью в постановке вопроса; С избыточным или ненужным для решения исходными данными, С противоречивыми сведениями в условии, Требующие использования предметов в необычной для них функции *Классификация учебных задач, предложенная И.М. Фейгенбергом
Требования к конструированию учебных ситуаций Конструироваться должна не одна отдельная учебная ситуация, а набор ситуаций; При конструировании учебной ситуации надо стремиться, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших планируемых образовательных результатов, но и отдаленных; Ориентация при построении учебной ситуации на «аспектные проблемы», сквозные для всех или части явлений, изучаемых конкретным учебным предметом.
Требования к конструированию учебных ситуаций Учебные ситуации должны быть связаны с набором средств обучения, необходимым и достаточным для успешного осуществления учебной деятельности и достижения планируемых образовательных результатов; Учебные ситуации должны быть направлены на осознание учащимися своих действий, т.е. рефлексию.
Отбор средств обучения В широком значении– это всё, посредством чего достигаются образовательные результаты (содержание, методы, виды деятельности); В узком – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы.
Внеурочные занятия. Существенные признаки отличия от урочных. занятия имеют практико-деятельностную основу; дают возможность детям выбирать виды деятельности; разрешают учащимся свободное передвижение по кабинету (местности), в котором проводится внеурочное занятие; не предусматривают выставление отметок по итогам деятельности учащихся; обеспечивают педагогу возможность организации взаимодействия детей на основе проектной деятельности учащихся; обязывают педагога выполнять ряд новых функций : тьютора, фасилитатора, навигатора, руководителя проекта.
Педагогические риски в работе по ФГОС Сохранение стереотипов профессиональной деятельности; Применение неэффективных технологий обучения; Разрушение системы ценностей, заявленной во ФГОС; Перегрузка учащихся, нарушение здоровья субъектов образования.
Повышение квалификации на базе образовательных учреждений – стажировочных площадок, в которых уже существуют образовательные практики нового типа Деятельностный характер повышения квалификации педагогов Повышение квалификации педагогов