Психологические особенности будущих первоклассников
Изменение физиологических механизмов - Изменение черт лица - Смена зубов - Быстрый рост - Увеличение силы - Развитие эндокринной системы (частая смена настроения)
Психологическая перестройка личности - Развитие произвольности поведения: ребенок учится собой управлять
Что говорит психофизиология о развитии детской произвольности? 3– 4 года Ребенок уже умеет думать о том, ч то он будет сейчас делать (элементарные формы краткосрочного планирования) 7-8 лет Ребенок уже думает не только о том, ч то он будет сейчас делать, но и о том, к чему это должно привести (элементарный прогноз прямого результата) 12 лет Ребенок уже думает не только о том, ч то он будет сейчас делать и к чему это должно привести, но и о том, к чему это в принципе может привести, т.е. рассуждает на уровне гипотез
- Взаимодействие со взрослым: Ребенок следует правилам и нормам
- Появление внутренней позиции: Ребенок действует не по ситуации, а в соответствии с принятой им ролью
- Формирование внутреннего плана действий: Ребенок может сам заставить себя выполнять задание взрослого
- Появление мира чувств Ребенок учится понимать, что он чувствует, и говорить об этом
- Изменения в общении со сверстниками Ребенок может участвовать в коллективных формах занятий
- Перестройка нервно-психических процессов ЦНС Ребенку нужно быть активным
Подготовка к новому социальному положению Позиция школьника Новая роль: УЧЕНИК Новое действие: УЧЕБА
Негативные симптомы кризиса 7 лет
Пережил ли ребенок кризис 7 лет? Быть готовым к школе Это не значит сегодня владеть всем, что потребуется для школьной жизни («феномен полярной экспедиции») Это значит быть готовым завтра всему этому научиться («феномен Робинзона Крузо») Готов ли мой ребенок к школе?
Проверим произвольность -Игра «Да и нет не говорите» -Задача про зайца, волка и медведя -Игра «Сколько всего бывает?»
Проверим умение взаимодействовать -Игры с правилами (шахматы и др.) -Решение косвенных задач - На столе лежали морковки. - Когда Миша взял со стола 2 морковки, морковки, там осталось еще 5 морковок 5 морковок. - Сколько морковок лежало на столе сначала? на столе сначала?
Проверим владение эмоциями -Задание «Почему так случилось?» -Задание «Лесенка» (самооценка)
Формирование произвольности -сюжетно-ролевые игры в школу -соблюдение режима -выполнение заданий педагога до конца
Режим дня будущего первоклассника Режимные моменты Возрастная норма Сон ночной Сон дневной С до 7 часов (10,5 часов) После обеда (1 – 1,5 часа) Прием пищи 5 раз в день (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин) Учебные занятия в детском саду, студии, дома 4 часа (с 9 до 13 часов) Прогулка, спорт, подвижные игры 4 часа в день Домашние занятия с участием взрослого или самостоятельные игры 1 – 1,5 часа
Развитие общения со сверстниками - игры с правилами (настольные, сюжетные, подвижные)
Шахматы и дети Формируют произвольность, умение планировать, предвидеть, учитывать мнение сверстника, подчиняться правилам, сдерживать себя, добиваться цели, проигрывать и вновь стремиться к победе…
Формирование отношения к себе Игра сюжетная Игра режиссерская Игра-драматизация Помните! Недоигравший дошкольник – это будущий неуспевающий первоклассник…
Консультация для родителей будущих первоклассников составлена педагогом-психологом МОУ СОШ 2 г. Торопца Тверской обл. А.Б. Александровой ( учебный год). При подготовке были использованы психолого-педагогическая литература, фотоматериалы из сети Интернет и фотографии из личного архива А.Б. Александровой.