Метод проектов «В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем» Коллингс
научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, деятельности; развивать умение размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; учить принимать самостоятельные аргументированные решения; научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. Для чего нужен учителю проект? «Прежде чем изменить способы работы, надо тщательно их изучить» А. Гастев
Характеризовать проблему (строить гипотезы, критически оценивать информацию); Понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, интегрировать информацию из разных источников); Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой); Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели); Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение); Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей). Что даёт проект учащимся?
ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ? Проект - это метод обучения (может применяться на уроке и во внеурочное время) Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим Проектирование - это содержание обучения Проект - это форма организации учебного процесса Может стать альтернативой классно-урочному обучению Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, философия результатов и достижений Проект - это метод обучения (может применяться на уроке и во внеурочное время) Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим Проектирование - это содержание обучения Проект - это форма организации учебного процесса Может стать альтернативой классно-урочному обучению Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, философия результатов и достижений «Обучение - это общение человека с человечеством» А.Петровский
Проекты игр – детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения. Экскурсионные проекты – целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. Повествовательные проекты – те, разрабатывая которые, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле). Конструктивные проекты – нацеленные на создание конкретного, полезного продукта. Классификация учебных проектов по Коллингсу
Классификация проектов по ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Практико-ориентированный проект – нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Исследовательский проект – по структуре напоминает научное исследование. Информационный проект – направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории. Творческий проект – предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Ролевой проект.
проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация Проект - это «пять П»: "Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность" Бернард Шоу Web-сайт, видеофильм Анализ данных социологического опроса Атлас, карта, учебное пособие Выставка Газета, журнал, справочник Костюм, модель, коллекция художественное произведение Постановка, праздник Формы продуктов проектной деятельности: Виды презентаций проектов: Деловая игра Демонстрация продукта Инсценировка Игра с залом Научная конференция, доклад Пресс-конференция Путешествие, экскурсия Реклама Ролевая игра Спектакль Соревнование Телепередача и т.д.
Монопроекты – как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины. Могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы. Межпредметные проекты – проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы. Классификация проектов по КОМПЛЕКСНОСТИ (предметно-содержательная сторона):
Мини-проекты – могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка. Краткосрочные проекты – требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации – в рамках внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты – выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Долгосрочные (годичные) проекты – могут выполняться и в группах и индивидуально. Весь цикл – от определения темы до презентации (защиты) – выполняется во внеурочное время. Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: «Порядок больше всего помогает ясному усвоению» Цицерон
Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта: Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели. Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях. Консультант, помогающий организовать работу. Руководитель, помогающий планировать работу по времени. "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы. Координатор группового процесса. Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта. Проектная деятельность: роль учителя "Будущее - в руках школьного учителя" Виктор Гюго
Общеучебные умения и навыки: Начальный этап работы над проектом: Рефлексивные умения: Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Поисковые (исследовательские) умения: Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста) Умение находить несколько вариантов решения проблемы Умение выдвигать гипотезы Умение устанавливать причинно-следственные связи Умения и навыки работы в сотрудничестве:
Общеучебные умения и навыки: Стадия создания проекта Навыки коллективного планирования Умение взаимодействовать с любым партнером Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач Навыки делового партнерского общения Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Менеджерские умения и навыки: Умение проектировать процесс (изделие) Умение планировать деятельность, время, ресурсы Умение принимать решения и прогнозировать их последствия Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов) Коммуникативные умения: Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы
Общеучебные умения и навыки: Этап защиты проекта Умение вести дискуссию Умение отстаивать свою точку зрения Умение находить компромисс Навыки интервьюирования, устного опроса Презентационные умения и навыки: Навыки монологической речи Умение уверенно держать себя во время выступления Артистические умения Умение использовать различные средства наглядности при выступлении Умение отвечать на незапланированные вопросы
На земле интерес - есть великий волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета. Гельвеций К.А. На земле интерес - есть великий волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета. Гельвеций К.А. Вместо заключения