Проектный метод в образовании дошкольников
Приобщение детей к миру взрослых, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, то есть ко всему тому, чем живет общество - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Одна из инновационных технологий, работающая в этом направлении и позволяющая скоординировать нам действия в триаде «Педагог - Родители - Дети» - это проектирование. Вся наша жизнь - череда различных проектов, и задача воспитателя (учителя) научит ребенка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты Проектирование детской деятельности позволяет систематизировать все компоненты обучающего процесса, помогает подчинить основную часть самостоятельной, совместной и организованной деятельности единой теме и цели, которые определяются с учетом возможностей дошкольников.
проект – это практические действия, направленные на изучение подразделов темы, на приобретение новых знаний и навыков деятельности.
Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно (в соответствии с требованиями государственных стандартов) сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное - раскрывают возможности для педагогического творчества, принятия педагогами субъектной позиции по отношению к осуществляемой деятельности (М.В. Грибанова).
ЦЕЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ научить: приобретать знания самостоятельно; Пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач; искать пути решения проблемы, выбирая оптимальный при наличии альтернативы; планировать свою деятельность; работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли; объективно оценивать процесс и результат проектирования.
при овладении проектной деятельностью необходимо формирование следующих специальных проектных умений: Проблематизация -формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблемы: - выделить и сформулировать проблему из множества проблем (поля проблем); -рассмотреть проблему под разными углами зрения, с разных позиций. - сформулировать проблему с определенной позиции; -произвести сужение проблемы путем ограничения пространства и/или времени в ситуации, породившей проблему; -из нескольких проблем выбрать главную (по тем или иным признакам), выбрать самую актуальную, самую острую, самую доступную в решении. - обосновать выбор.
Целеполагание : -формулировать цель деятельности по заданному результату; -формулировать цель деятельности по решению проблемы; -выбирать главную цель из нескольких, установив их взаимосвязь. - обосновать выбор; -провести уточнение цели с учетом имеющихся средств ее достижения; -ранжировать цели: по срокам достижения (перспективные, средне срочные, ближайшие), по масштабам предполагаемых результатов (узкие, широкие), по принадлежности (личные, групповые, корпоративные, всеобщие) сделать сужение и расширение цели.
Планирование: - формулировать задачу исходя из формулировки цели; - планировать поэтапное достижение цели. - формулировать задачи для каждого этапа; - планировать распределение деятельности между членами группы и ставить задачу перед каждым из них для получения определенных результатов; - составлять сетевое планирование со сложной структурой этапов, сроков и исполнителей, распределением задач. - выполнять графическое представление этого планирования.
Прогнозирование: - определить возможные варианты результатов (промежуточных и итоговых); - спрогнозировать возможные риски при реализации проекта; - определить критерии и способы оценки результатов.
Рефлексия и самоанализ: - анализировать результат по практической важности; -анализировать результат по социальной значимости; -анализировать результат по оптимальности затрат; -анализировать результат по степени решения проблемы; -анализировать результат по соответствию цели; -оценивать результаты решения задач.
НАШ ДЕВИЗ: ХОТЬ МЫ И МАЛЕНЬКИЕ, НО У НАС ВСЕ ПО-НАСТОЯЩЕМУ
Тема – то, что мы узнаем Проект – то, что мы делаем ТЕМА РИСУНКИ ПОДЕЛКИ КНИЖКИ- САМОДЕЛКИ МАКЕТЫ МОДЕЛИ СХЕМЫ ВЫСТАВКИ ПРАЗДНИКИ
Выбор темы Темы проектов могут быть самыми различными. Более успешен будет тот проект, который предложен детьми и основан на их интересах.
Алгоритм тематического планирования
Классификация проектов Профессор Коллингс предложил следующую классификацию проектов: «игровые» детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения); «экскурсионные», направленные на изучение окружающей природы и явлений общественной жизни; «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах; «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, приготовление завтрака, устройство клумб.
ВИДЫ ПРОЕКТОВ Информационные Обобщение информации по теме: викторина, «Поле чудес», «Клуб знатоков», КВН Коллективная деятельность досуг, праздник, большой макет Работа в малых группах коллажи, макеты На основе индивидуальной деятельности выставка
Проекты - практические действия, направленные на изучение подразделов темы, на приобретение новых знаний и навыков деятельности
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская; поисковая; творческая; ролевая; прикладная(практико-ориентированная); ознакомительно-ориентировочная (информационная). 2. Предметно- содержательная область монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект. 3. Характер координации проекта непосредственный (жесткий, гибкий); скрытый (неявный, имитирующий участника проекта). 4. Характер контактов Проекты, организуемые среди участников: одной группы; одного детского сада; города; региона; страны; разных стран мира. 5. Количество участников проекта: личностные (между двумя партнерами); парные (между парами участников); групповые (между группами участников). 6. Продолжительность выполнения проекта: краткосрочные; средней продолжительности (от недели до месяца); долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев). Классификация проектов
ВЫСТАВКИ «БАБУШКИНЫ КУКЛЫ» « ОСЕННИЙ ЛИСТ»
ПРАЗДНИКИ ПРОЕКТ «СКАЗКА»ПРОЕКТ «КОШКИ»
МАКЕТЫ «ДОМ МОЕЙ МЕЧТЫ» «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ РОДИНА?»
МОДЕЛИ «МАШИНЫ » «ЧАСЫ»
СЫРНЫЙ ДЕНЬ, СЫРНЫЙ ЧАС И ПРОЕКТНЫЙ СЫР У НАС!
Проект «Удивительный мир воды »
Особенности использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста В проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Продолжительность проекта зависит от степени заинтересованности в нем большинства детей в группе (степень этой заинтересованности определяется воспитателем). Такой способ работы подходит для детей от четырех лет и старше. Наиболее эффективный способ разработки тематических проектов связан с использование модели «трех вопросов».
«Модель трёх вопросов» ЧТО ЗНАЮ?ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ? Содержание, то что дети уже знают План (тема проекта)Источники новых знаний т. е. средства
Таким образом, проект - это «пять П»: - проблема; - проектирование (планирование); - поиск информации; - продукт; - презентация. Шестое «П» проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Технологией проектирования, позволяет развивать творческие способности дошкольника. В ее основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. По определению В. Ротенберга (2001), поисковое поведение это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности. Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиваться пассивная позиция и в будущем (в школе и жизни), когда при каждом столкновении с трудностями человек капитулирует. Технология проектирования требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование помогает органично войти дошкольникам в новую социальную ситуацию.