Проектная Деятельность
Типология проектов: исследовательские; творческие; приключенческие, игровые; информационные; практико-ориентированные.
Исследовательский проект Хорошо продуманы структура проекта, его цель, актуальность для всех участников, социальная значимость. Продуманность методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки собранной информации, способов представления результатов.
Творческий проект Проекты не имеют детально проработанной структуры. Она только намечается и развивается по ходу работы. В лучшем случае можно договориться о планируемых результатах (совместно выпущенной газете, видеофильме, экспедиции и т.д.).
Приключенческий, игровой Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения;
Информационный проект Проект направлен на сбор информации о каком- либо объекте, анализ и обобщение этих фактов предназначены для большой аудитории. Структура проекта: Цель; Актуальность; Методы получения и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известно 6 ими фактами, аргументированные выводы, корректировка); Результат (статья, реферат, доклад, видеофильм и др.); Презентация (публикация, обсуждение, представление).
Практико- ориентированный проект Четко обозначенный результат деятельности учащихся с самого начала проекта. Результат обязательно ориентирован на социальные интересы учащихся (справочный материал, проект закона, программа действий, документ, газета, видеофильм и др.) Необходимо четкое определение функций каждого участника проекта в оформлении конечного продукта. Коррекция работы, поэтапное обсуждение, коррекция совместных и индивидуальных усилий.
Формы проектов мини-проекты для уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов; краткосрочные проекты, включающие элементы исследовательской деятельности; долгосрочные (годовые) проекты, включающие значительный объём исследовательской деятельности.
Классификация проектов по творческим группам индивидуальные; коллективные; семейные; одновозрастные; разновозрастные.
Проектная деятельность в школе охватывает все ступени В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты. В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский характер.
Основная школа Подростковая мотивация: Возможность осуществления подростком многообразия действий; Отсутствие «эталонного» действия с заранее заданным «правильным» результатом; Стремление к экспериментированию на любом материале; Возможность почувствовать себя «взрослым».
Основные этапы 5-7 класс. Главный образовательный результат- умение различать виды работ и виды ответственности за них. 8-9 класс. Умение планировать собственный проект, возрастает мера ответственности за результат. Учащиеся основной школы самостоятельно осваивают основные этапы проектной деятельности: Определяют проблему Формулируют цели, задачи Реализуют проект Анализируют результат
Возникающие проблемы Проблема перегрузки учащихся. Возрастает нагрузка на учителя. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум. Учащиеся не всегда готовы довести начатое до конца.