К анализу системных ограничений функционирования Российской системы среднего образования Высшая школа экономики, Москва, Центр развития лидерства в образовании Институт образования НИУ ВШЭИУ ВШЭ
В любой области существуют свои пределы или системные ограничения. Если они известны и, тем самым, задан «потолок», можно принимать управленческие решения. Также становится понятно, сколько денег необходимо и на что их нужно расходовать. Высшая школа экономики, Москва 2014
Ниже предложен простой способ определения таких ограничений и возможных перспектив российской системы среднего образования. Определение системных ограничений опирается на данные, так или иначе, признаваемые в мире, пусть они и не бесспорные. Оспорить, как известно, можно любые знания. Высшая школа экономики, Москва 2014
Так как образование значительно и в долгосрочной перспективе влияет на экономику, то первый показатель взят из глобального рейтинга конкурентоспособности. По данным: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2014– 2015, по данным World Economic Forum, The Global Competitiveness Report 2014–2015, competitiveness-index/info Высшая школа экономики, Москва 2014
Согласно этим данным, Россия занимает 53 место в мире по конкурентоспособности с показателем 4,4 при максимальном значении 5,7. В данный момент не представляется важным обсуждать – хорошо это или плохо, а предлагается принять это, как факт. Высшая школа экономики, Москва 2014
Следующий показатель – индекс развития человеческого потенциала. Здесь Россия находится в группе стран с высоким уровнем индекса развития человеческого потенциала По данным United Nations Development Programme: Human Development Index 2014, development-index-info development-index-info Высшая школа экономики, Москва 2014
Здесь Россия заняла 57 место с индексом при максимальном значении Индекс конкурентоспособности ниже индекса уровня развития человеческого потенциала. Следующий показатель касается самой системы образования Высшая школа экономики, Москва 2014
Россия заняла в этом рейтинге 49 место с индексом 0,7 при максимальном значении индекса в мире 1. Интерпретировать его в пользу образования и делать какие-то выводы – это отдельная задача. Высшая школа экономики, Москва 2014
Следующий рейтинг выбран не случайно. Дело в том, что показатели рейтинга по уровню продолжительности жизни, в данном случае, являются «запирающими» Высшая школа экономики, Москва 2014
В данном рейтинге Россия заняла 124 место с индексом 69.1 при максимальном значении данного показателя в мире 83,6. Безусловно, этот показатель, на данный момент времени, является низким. По данным Рейтинг стран мира по уровню продолжительности жизни, index-infohttp://gtmarket.ru/ratings/life-expectancy-index/life-expectancy- index-info Высшая школа экономики, Москва 2014
Образование имеет дело с людьми. Стоит учитывать, что низкий показатель продолжительности жизни, независимо от причин, задаёт миграционные настроения, как краткосрочные - туризм, включая медицинский и образовательный, так и долгосрочные - выезд на работу и переезд на новое местожительство.
Следует также учесть, что относительно высокие показатели по приведённым выше рейтингам, в какой-то мере, обусловлены старыми «запасами». Ещё активны люди, получившие образование в советское время, а они также учтены при определении индексов и имеют довольно большой удельный вес в структуре индексов. Высшая школа экономики, Москва 2014
Учитывая разницу между приведёнными индексами и тот факт, что поколения, получившие образование в советский и пост- советский период, уходят, настало время смены старой модели образования новой, более современной. Существует мнение, что это надо было сделать раньше лет на двадцать. Высшая школа экономики, Москва 2014
Исходя из этого, можно считать, что образовательные учреждения нового типа – территориальные образовательные комплексы - должны стать центрами новой системы среднего образования. Это актуально особенно сейчас, на этапе углубления кризиса. Высшая школа экономики, Москва 2014
101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20 Тел.: (495) , факс: (495) Спасибо за внимание!