Конкурентное преимущество это система, обладающая какой - либо эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство над конкурентами в экономической, технической и организационной сферах деятельности, возможность более эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.
Оценочная база для конкурентных преимуществ : -Цели предприятия ; -Задачи предприятия.
Процесс развития направлен на формирование потенциала совокупности ресурсов предприятия, используемых для решения задач, которые предприятие способно выполнить с результатом, приемлемым для целеполагающего субъекта или организации. Например, для собственника, вышестоящей организации.
Деятельность предприятия имеет две составляющие : развитие ( создание конкурентных преимуществ ); целевая деятельность ( использование конкурентных преимуществ ). Задача развития может быть сформулирована следующим образом : необходимо выбирать такой вариант развития, при котором в каждый момент времени имеющийся потенциал допускал хотя бы один способ достижения требуемых результатов деятельности. Основная задача предприятия состоит в том, чтобы быть лучше, чем конкретные конкуренты, выступающие с предприятием на одном рынке ( имеющие пересекающиеся цели ).
На практике отличия между фирмой и ее конкурентами, которые выбираются для оценки преимуществ или недостатков, могут быть очень субъективными в зависимости от того, чему руководство придает значение внутрифирменным факторам, клиентам или конкурентам.
Организационно - структурными факторами, на которые в свое время обращал внимание Й. Шумпетер : реструктуризации деятельности компании путем продажи малорентабельных и неперспективных бизнес - единиц ; упрощения производственной системы ; слияния и поглощения в стратегически перспективных отраслях ; глобализации хозяйственных операций.
Модель, задающая конкурентные преимущества предприятия, была предложена американским ученым М. Портером. В теории конкурентных преимуществ, разработанной в исследованиях известного американского ученого М. Портера, выделяются два вида конкурентного преимущества предприятия : 1. низкие издержки ; 2. дифференциация товаров.
Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Дифференциация представляет собой способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде высокого качества товаров, товаров рыночной новизны, высокого качества послепродажного обслуживания и т. д. Модель, задающая конкурентные преимущества предприятия, была предложена американским ученым М. Портером.
Модель М. Портера выделяет следующие базовые стратегии : - массового маркетинга ; - дифференцированного маркетинга ; - концентрированного маркетинга.
Стратегия массового маркетинга Стратегия массового маркетинга предполагает достижение конкурентных преимуществ по издержкам. Используя стратегию, фирма ориентируется на широкий рынок и предлагает товары в большом количестве. Внимание и усилия сосредоточены не на том, чем отличаются потребности отдельных групп потребителей, а на том, что в этих потребностях общего.
Необходимые предпосылки использования стратегии массового маркетинга : большая доля рынка или другие существенные преимущества (например, доступ к дешевому сырью); строительство производственных сооружений эффективной величины; строжайший контроль расходов; использование возможностей снижения затрат (например, отказ от прямых поставок небольших партий товара, снижение расходов на исследования, сервис, рекламу).
Стратегии дифференцированного маркетинга Идея стратегии дифференцированного маркетинга состоит в том, что фирма производит различные виды одного товара, отличающиеся от продукции конкурентов и имеющие нечто неповторимое с точки зрения потребителей. Факторами дифференциации могут служить : -улучшенное качество ; -специфические сырьевые материалы ; -оригинальное внешнее оформление ; -упаковка и т. д.
Необходимые предпосылки использования стратегии дифференцированного маркетинга : достаточная известность предприятия; возможность проведения широких маркетинговых исследований; применение материалов высокого качества и соответствующего дизайна; интенсивная работа с потребителями; учет соотношения «цена – качество».
Стратегия концентрированного маркетинга Стратегия концентрированного маркетинга предполагает, что фирма концентрирует свои усилия на одном или нескольких немногочисленных сегментах рынка и предлагает товары в расчете на удовлетворение потребностей именно этих групп покупателей.
Конкурентные преимущества должны быть : 1.значимыми, т.е. заметно выделяться на фоне конкурентов; 2.видимыми, т.е. различимыми покупателями; 3. значимыми для потребителя: приносить ему ощущаемую выгоду; 4.устойчивыми, т.е. сохранять свою значимость в условиях изменений среды, невоспроизводимыми конкурентами; 5.уникальными, т.е. предоставляемую выгоду нельзя получить у других производителей товара; 6. прибыльными для компании.
Конкурентные преимущества компании могут быть: 1. По времени действия: краткосрочные ; долгосрочные. 2. По возможности имитации: имитируемые; уникальные.
Конкурентные преимущества могут иметь разный уровень иерархии и относиться к товару, предприятию, отрасли, экономике в целом, основываться на ценовых и неценовых факторах, быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными, устойчивыми и нестабильными, уникальными и имитируемыми и т. д.