Проектный метод в образовании дошкольников
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно- ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Тема – то, что мы узнаем Проект – то, что мы делаем ТЕМА РИСУНКИ ПОДЕЛКИ КНИЖКИ- САМОДЕЛКИ МАКЕТЫ МОДЕЛИ СХЕМЫ ВЫСТАВКИ ПРАЗДНИКИ
Выбор темы Темы проектов могут быть самыми различными. Более успешен будет тот проект, который предложен детьми и основан на их интересах.
Алгоритм тематического планирования
Классификация проектов Профессор Коллингс предложил следующую классификацию проектов: «игровые» детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения); «экскурсионные», направленные на изучение окружающей природы и явлений общественной жизни; «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах; «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, приготовление завтрака, устройство клумб.
1. Доминирующая в проекте деятельность: Исследовательская; Поисковая; Творческая; Ролевая; Прикладная(практико-ориентированная); Ознакомительно-ориентировочная (информационная). 2. Предметно- содержательная область Монопроект (в рамках одной области знания); Межпредметный проект. 3. Характер координации проекта Непосредственный (жесткий, гибкий); Скрытый (неявный, имитирующий участника проекта). Классификация проектов
5. Количество участников проекта: Личностные (между двумя партнерами); Парные (между парами участников); Групповые (между группами участников). 6. Продолжительность выполнения проекта: Краткосрочные; Средней продолжительности (от недели до месяца); Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев). 4. Характер контактов Проекты, организуемые среди участников: Одного группы Одной детского сада; Города; Региона; Страны; Разных стран мира.
ВИДЫ ПРОЕКТОВ Информационные Обобщение информации по теме: викторина, «Поле чудес», «Клуб знатоков», КВН Коллективная деятельность досуг, праздник, большой макет Работа в малых группах коллажи, книжки- самоделки На основе индивидуальной деятельности Персональная выставка «Звезда недели»
Проекты - практические действия, направленные на изучение подразделов темы, на приобретение новых знаний и навыков деятельности
ВЫСТАВКИ «БАБУШКИНЫ КУКЛЫ» « ОСЕННИЙ ЛИСТ»
ПРАЗДНИКИ ПРОЕКТ «СКАЗКА» ПРОЕКТ «КОШКИ»
МАКЕТЫ «ДОМ МОЕЙ МЕЧТЫ» «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ РОДИНА?»
МОДЕЛИ «МАШИНЫ » «ЧАСЫ»
СЫРНЫЙ ДЕНЬ, СЫРНЫЙ ЧАС И ПРОЕКТНЫЙ СЫР У НАС!
Особенности использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста 1. В проекте принимают участие дети, родители, педагоги; 2. Продолжительность проекта зависит от степени заинтересованности в нем большинства детей в группе (степень этой заинтересованности определяется воспитателем); 3. Такой способ работы подходит для детей от четырех лет и старше; 4. Наиболее эффективный способ разработки тематических проектов связан с использование модели «трех вопросов»
«Модель трёх вопросов» ЧТО ЗНАЮ?ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ? Содержание, то что дети уже знают План( тема проекта)Источники новых знаний т.е.средства
Игровая деятельность (центр игры) Развитие речи (центр литературы) Художественно- изобразительная деятельность (центр искусства) Развитие естественнонаучных представлений (центр науки, центр песка и воды) Развитие математических представлений (центр математики, центр кулинарии) Конструктивная деятельность (центр строительства) Развитие экологической культуры детей (центр Открытая площадка) Тема проекта « » Продукт проекта Театрализованная деятельность (центр драматизации) Развитие физической культуры (центр физкультуры) Музыкальное воспитание (центр музыки) Развитие представлений о человеке в истории и культуре (все центры) Системная паутинка по проекту
Таким образом, проект- это "пять П": - Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация и анализ Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
«1 П» - постановка цели Основная цель использования проектов – разнообразить работу с детьми, за счет различных форм совместной деятельности вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепляя заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
«2 П» – планирование
«3 П» – поиск информации определить объем и характер информации по теме проекта в соответствии с возрастом и интересами детей группы обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада и других организаций вовлечь детей и родителей к поиску информации, практических материалов, участию в различных мероприятиях.
«4 П» - продукты проектов
«5 П» - презентация проектов Паспорт проекта: Название проекта Вид проекта Сроки проведения Возраст детей Продукты проекта – оформленные в альбомы, папки, фотоальбомы, газеты и другое
Презентация Кратко, достаточно полно и лаконично рассказать о постановке и решении задач проекта; Продемонстрировать понимание проблемы проекта, выбранный путь решения; Проанализировать ход решения и продемонстрировать найденное решение; Проанализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом; Провести самоанализ результативности решения проблемы, успешности работы над проектом; Речь должна быть четкой, эмоциональной, органично сопровождаться демонстрацией наглядного материала.