1. Методическое сопровождение преемственности уровней дошкольного и общего среднего образования. 2. Методическое обеспечение введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Н. К. Крупская, отмечая органическую связь детского сада и школы, подчеркивала: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень...».
Преемственность в общем смысле означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребёнка.
Национальная стратегия действий в интересах детей на годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)Указом Обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг на основе реализации существующих (основных) и новых (дополнительных) форм их финансирования и организации. Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий. Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью).
В Концепции непрерывного образования (дошкольного и начального звена) она рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы для обеспечения преемственности в развитии ребенка: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения. Преемственность в развитии ребенка при переходе от дошкольной ступени на ступень начальной школы будет означать, что появившиеся у дошкольника качества, черты, особенности переходят с ребенком на следующий возраст и становятся основой для его дальнейшего развития.
Опираясь на « Концепцию содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования», следует отметить, что остро стоит проблема выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс.
Глава 2. Система образования Статья 10. Структура системы образования 4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты 1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. 2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения. 3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты 3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.
Глава 7. Общее образование Статья 64. Дошкольное образование 1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты 1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное. 6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения 1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. 2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. 3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов). 4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.
Стандарт направлен на решение задачи: обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
2.12. В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.
ФГОС дошкольного образованияФГОС начального общего образования Теоретические обоснования самоценность детства личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей уважение личности ребенка культурно-историческая концепция деятельностный подход системно - деятельностный подход
ФГОС дошкольного образованияФГОС начального общего образования Цели Стандарт направлен на достижение следующих целей: 1) повышение социального статуса дошкольного образования; 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. Стандарт направлен на обеспечение: равных возможностей получения качественного начального общего образования; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений; демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения; формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом; условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
ФГОС дошкольного образованияФГОС начального общего образования Основные принципы - поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; - личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; - уважение личности ребенка; - реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. -признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; -учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения
ФГОС дошкольного образования ФГОС начального общего образования Формы образовательной работы Непосредственно образовательная деятельность совместная деятельность детей; совместная деятельность взрослого и детей; самостоятельная деятельность совместная деятельность детей; совместная деятельность взрослого и детей; самостоятельная деятельность
ФГОС дошкольного образованияФГОС начального общего образования Результаты освоения программы Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным
Непосредственно образовательная деятельность – это форма организации обучения в детском саду, имеющая определенную структуру: начало, основная часть, окончание – «открытый конец»). Непосредственно образовательная деятельность организуется в форме совместной деятельности взрослых и детей. Определение И.А.Бурлаковой. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимаются все виды взаимодействия детей и взрослых в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, учитывающих мотивацию ребенка Исходя из наиболее адекватных дошкольному возрасту позиций взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность, и как организатора развивающей предметной среды, непосредственно образовательную деятельность называют партнерской. Организация непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской совместной деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля воспитателя.
2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно- исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
4.8. В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками - как создающие предпосылки для их реализации.
К 1 января 2014 года на основании совместных заявок от государственных образовательных организаций города Москвы создано 912 школ- комплексов, в которые вошли 3125 государственных образовательных организаций города Москвы учебный год начали 412 государственных общеобразовательных организаций города Москвы (30,5 % всех государственных общеобразовательных организаций города Москвы), в структуру которых входит дошкольное отделение, что обеспечивает преемственность образовательных программ, успешную социализацию детей, плавность и бесстрессовость перехода с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования.
12) доля детей, зачисленных в первые классы государственных общеобразовательных организаций города Москвы путем перевода из дошкольных отделений этих же организаций. Планируемое значение – 60 %. Данный показатель характеризует охват детей, которым обеспечена преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования, бесстрессовость прихода в первый класс;
Преемственная связь между детским садом и школой имеет сложную структуру. В ней можно выделить следующие параметры: 1. Преемственность в содержании обучения и воспитания. 2. Преемственность в формах и методах образовательной работы. 3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.
Преемственность в общем смысле означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребёнка.
Преемственность учёные рассматривают с позиции детского сада и с позиции школы
обеспечить безболезненный переход детей к школе; должный уровень готовности детей к обучению в школе; воспитывать у дошкольника эмоционально-положительное отношение к школе; обеспечить непрерывность в развитии способностей, компетентности, возможностей ребенка. Защитная функция преемственности обеспечивает успешную адаптацию ребенка к школе.
Цели начального образования и дошкольной ступени традиционно не совпадают. Дошкольное учреждение основное внимание уделяет сохранению и укреплению здоровья, всестороннему общему физическому, психическому развитию ребёнка, становления его как личности, то начальная школа свои задачи видит в формировании практических навыков чтения, письма, счёта. Начальная школа не обеспечивает необходимой постепенности, с первых же дней предъявляет к детям требования, как к уже состоявшимся ученикам.
Дошкольное детство- самоценный период жизни ребёнка
Подготовка ребёнка к школе не должна рассматриваться как раннее изучение программы 1-го класса школы, призванной формировать у дошкольника «узкопредметные знания и умения». (Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее воспитание у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью.)
Преемственность с точки зрения детского сада - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Сущность преемственности состоит в обеспечении постепенного развития и углубления знаний, в усложнении требований к умственной деятельности, в формировании личного и общественного поведения будущего школьника.
Преемственность с позиции школы - это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребенка, меняется осмысление пройденного на более высоком уровне. Построение работы в школе должно идти с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
В основах построения непрерывного содержания дошкольного и начального общего образования подчеркивается недопустимость искусственной акселерации развития ребенка, излишнего увлечения школьными технологиями, а также игнорирования или недооценки игровой деятельности в дошкольный период. должна быть направлена на развитие личностных качеств ребенка, необходимых для овладения учебной деятельностью. Таким образом, основными линиями преемственности являются преемственность стандартов дошкольного и начального общего образования, образовательных программ, форм и методов обучения детей.
Учителя должны Внимательно познакомиться с формами и методами работы в ДОУ, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям
Метод (гр.- путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определённым образом упорядоченную деятельность Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Приём - часть метода, его конкретный элемент. Методы Практические и игровые - упражнение, игровые методы, элементарные опыты, моделирование Наглядные - наблюдение, демонстрация, использование ТСО Словесные - объяснение, рассказ, чтение, беседа
Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе. Подготовка к учению в школе тех шестилетних детей, которые не посещают детский сад, осуществляется в подготовительных классах, организуемых при школах.
Личностно-социальную готовность Интеллектуальную готовность Мотивационную готовность Эмоционально - волевую готовность.
IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
4.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.
4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей 7. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников 8.
4.4. Настоящие требования являются ориентирами для: а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации; б) решения задач: формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями; в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
1. Необходимо не формально, а вдумчиво заключить договор о сотрудничестве между детским садом и школой; 2. Составить план совместной деятельности между учреждениями; 3. Регулярно проводить совместные педагогические советы для более глубокого знакомства с программами воспитания и обучения детей в детском саду и начальной школе; 4. Осуществлять взаимопосещение занятий в детском саду и уроков в начальной школе воспитателями и учителями; 5. Проводить совместные заседания специалистов детского сада и школы; 6. Планировать совместную деятельность для успешной адаптации детей к школьному обучению.
Организация работы по преемственности Методическая работа с педагогами Взаимодействие с родителями Работа с детьми
экскурсии в школу; посещение школьного музея; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада; совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе. Мероприятия для детей
-совместные Советы педагогов; -методические объединения; -вебинары; -видеоконференции; -семинары, мастер- классы; -круглые столы; -проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников, психологов образовательных организаций; -открытые показы образовательной деятельности образовательных организаций; -педагогические и психологические наблюдения. Работа с педагогами
Взаимодействие с родителями -День открытых дверей; -проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей; -организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей; -наглядная педагогическая пропаганда; -лектории для родителей, -педагогические консультации; -семинары; -открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, -выставки детских работ, информация о специальной литературе; -совместные праздники; -встречи учителей с родителями будущих первоклассников.
Методическое обеспечение введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Успех» / Под редакцией Н.В. Фединой Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» / Под редакцией Е.В. Соловьёвой Юдина Е.Г., Виноградова Л.С., Карунова Л.А., Мальцева Н.В., Бодрова Е.В., Славин С.С. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОткрытиЯ» / Под ред. Е.Г. Юдиной Проект примерной основной программы дошкольного образования «Миры детства» / Под редакцией Т.Н. Дороновой Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» / Под редакцией В.Т. Кудрявцева Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Первоцветы» / Под редакцией Н.В. Микляевой
Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Успех» / Под редакцией Н.В. Фединой Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» / Под редакцией Е.В. Соловьёвой
Юдина Е.Г., Виноградова Л.С., Карунова Л.А., Мальцева Н.В., Бодрова Е.В., Славин С.С. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОткрытиЯ» / Под ред. Е.Г. Юдиной Проект примерной основной программы дошкольного образования «Миры детства» / Под редакцией Т.Н. Дороновой Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» / Под редакцией В.Т. Кудрявцева
Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Первоцветы» / Под редакцией Н.В. Микляевой Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» / Под редакцией Л.А. Парамоновой Крылова Н.М. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад дом радости» Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «На крыльях детства» / Под редакцией Н.В. Микляевой
Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой Белькович В.Ю., Гребёнкина Н.В., Кильдышева И.А. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика» Винер-Усманова И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. Проект примерной образовательной программы дошкольного образования «Основы физического воспитания в дошкольном детстве»
Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Березка» / Под редакцией В.К. Загвоздкина, С.А. Трубицыной Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / Под редакцией Е.А. Хилтунен Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Разноцветная планета» / Под редакцией Е. А. Хамраевой и И. В. Мальцевой Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Золотой ключик» / Под редакцией Г.Г. Кравцова
Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» / Под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Ступеньки детства» / Под редакцией Н.М. Конышевой Циновская С.П. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Дошколка.ру» Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Проект примерной парциальной образовательной программы для детей раннего возраста (1-3 года) «Первые шаги»
Нищева Н.В. Проект примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Нищева Н.В. Проект примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Проект примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной Проект примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной
Ждём ваших вопросов и предложений Адрес электронной почты cкайп q12345q80