Боброва Елена Валентиновна доцент кафедры общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО «Институт развития образования»
«Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить» «Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить» А. Дистерверг
5. В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
4 4 4 ФГОС и ТСЛ формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию активная учебно-познавательная деятельность обучающихся проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в Подсистема «Теория» - освоение теоретических основ самосовершенствования Подсистема «Практика» - формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Подсистема «Методика» - реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.
В технологии саморазвития личности ставится многообещающая цель – создать и поддерживать у учащихся доминанту на самосовершенствование, на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя. Доминанта самосовершенствования личности становится в педагогическом процессе целью и средством, включая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.
Акценты целей ТСЛ Формирование человека самосовершенствующегося Формирование СУМ Воспитание доминанты самосовершенствования личности Формирование индивидуального стиля учебной деятельности Создание условий, способствующих процессам саморазвития, и блокирование условий, которые им препятствуют Требования стандарта к личностным результатам обучающихся Готовность и способность обучающихся к саморазвитию Сформированность мотивации к обучению и познанию Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально- личностные позиции Социальные компетенции, личностные качества Сформированность основ гражданской идентичности
Концептуальные позиции ТСЛ Учащийся-субъект обучения Опережающая роль обучения Приоритет формирования СУМ Ведущая роль теоретического сознания Полноценная целенаправленная деятельность Всестороннее удовлетворение потребностей психического саморазвития личности (не только познавательной ) ФГОС …Ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся…
Направленность ТСЛ Воспитание доминанты постоянного нравственного самосовершенствования Стандарты Программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся
Условия А.А. Ухтомского для формирования доминант Подструктура технологии саморазвития личности 1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития 1. Подсистема «Теория» - теоретический учебный курс, вооружающий учащихся знаниями по психологии, педагогике, этике и др. 2. Участие личности в самостоятельной творческой деятельности, опыт успеха и тренинг достижений 2. Подсистема «Деятельность» - разнообразная внеурочная деятельность, дающая возможность удовлетворить потребности саморазвития 3. Адекватный стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания, а также уклада жизнедеятельности 3. Подсистема «Уклад» - стиль жизнедеятельности детей, складывающийся в учебной деятельности
Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта Совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения Создание условий для развития личности и ее самореализации Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков
УУДСпособы формирование УУД в ТСЛ Личностные СЭН: Курс «Самосовершенствование личности» Организация творческой деятельности по И.П. Волкову Регулятивные Формирование СУМов, Социальные пробы, учебные занятия по ЗОЖ Методики ТСЛ по самооценке школьника Дневник самосовершенствования личности Творческие книжки Познавательные СУД: Развивающие технологии в НШ Личностно ориентированные технологии Уроки самосовершенствования личности Коммуникативные КСО, КТД по И.П. Иванову Социальные пробы Решение ситуационных задач