Методическая разработка раздела образовательной программы Выполнила : учитель информатики МБОУ Яковская СОШ Жукова Людмила Валентиновна Образование : высшее,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ "Гимназия", Лебедева О.А.1 Отдел образования администрации Шахунского района Аттестационная работа Методическая разработка раздела учебной.
Advertisements

Методическая разработка раздела образовательной или учебной программы.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Перед учителем начальных классов стоит задача - научить ребёнка быть успешным с первого дня пребывания в школе. Главным результатом школьного образования.
План-конспект Тема ….. Цель: 1. Образовательная 2. Развивающая 3. Воспитательная Дата________ Класс_______ Задачи : …… Тип урока…. Оборудование: …… Ключевые.
Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Современные образовательные технологии интенсификации учебной деятельности при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Новикова Л.Н Самоопределение деятельности.( Орг. момент) 2.Актуализация опорных знаний. (Проверка д/з) 3.Постановка проблемы(создание проблемной.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание условий для развития личности младшего школьника, - реализации его способностей, поддержка индивидуальности; - освоение младшим.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
МБОУ СОШ 115 Методическая разработка раздела учебной программы 9 класс. Русский язык. УМК: Программы для общеобразовательных учреждений Русский язык 5-11.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Формирование УУД на уроках математики. Это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Современный урок в начальной школе Составила Баранова А.Ю. МОУСОШ 21.
Рабочая программа учителя состоит из следующих частей: 1. Титульный лист Титульный лист 2. Пояснительная запискаПояснительная записка 3. Содержание учебной.
Транксрипт:

Методическая разработка раздела образовательной программы Выполнила : учитель информатики МБОУ Яковская СОШ Жукова Людмила Валентиновна Образование : высшее, НГПУ, факультет математики, информатики, физики ; 2006 г. Квалификация : учитель математики и информатики Педагогический стаж : 8 лет 2013 – 2014 учебный год

Методическая разработка раздела образовательной программы курса « Информатика » в 6 классе « Человек и информация » Программ курса информатики и информационных технологий для 5 – 6 классов средней общеобразовательной школы. (Л. Л. Босова) Учебник: Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 – 11 классы/ Составитель М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

Пояснительная записка Цели обучения информатике и информационным технологиям в 6 классе определяются следующим образом : пропедевтика курса школьной информатики, изучаемого в 8-9 классах ; формирование у учащихся умений и навыков информационно - учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития ; формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики ; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Цели, задачи раздела Цель: формирование у учащихся знаний о способах познания окружающего мира, знакомство с основами формальной логики. Задачи Образовательные: научить учащихся понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»; познакомить учащихся с логикой – наукой о законах и формах человеческого мышления; научить учащихся работать с главными признаками понятия. Развивающие: развить мыслительные умения учащихся: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение как методы обработки информации; формировать и развивать умения и навыки использования средств ИКТ (текстовый редактор Word, графический редактор Paint), тесно связывая их с потребностями других предметов, через практическую деятельность на ПК; Воспитательные: способствовать воспитанию информационной культуры учащихся, настойчивости в достижении поставленной цели, навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.

Психолого - педагогическое обоснование На уроках по теме « Человек и информация » учащиеся овладевают такими определениями, как « понятие », « суждение », « умозаключение », которые являются основополагающими для любой предметной области. С точки зрения развития умений и навыков познавательной, рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, определить причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Содержание главы позволяет предлагать учащимся задания на развитие понятийного мышления, развитие способности строить логические рассуждения, мысленно решать задачи.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы Учащиеся 6 класса должны: уметь соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ, понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение», «анализ», «синтез», «сравнение», «абстрагирование», «обобщение»; определять, информативно или нет некоторое сообщение; различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; приводить жизненные примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями; различать общие и единичные понятия, приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; приводить примеры сравнения понятий по содержанию и объему; приводить примеры логических отношений; составлять план преобразования информации различными способами; приводить примеры классификаций по определенному признаку; приводить примеры различного вида суждений; приводить примеры умозаключений; приобрести навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия; проявлять интерес к предмету информатика; повысить уровень своей информационной культуры.

Используемые технологии, методы, формы организации деятельности Технология развивающего обучения Технология развивающего обучения Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии Групповые технологии Групповые технологии Технология игрового обучения Технология игрового обучения Технология проблемного обучения Технология проблемного обучения Информационно - коммуникационные технологии Информационно - коммуникационные технологии Словесные методы Словесные методы Наглядные методы Наглядные методы Практические методы Практические методы Активные методы Активные методы приемы общей ( внешней ) организации учебной деятельности слушание, наблюдение, планирование работы со средствами информации ( учебником, компьютером и т. д.), пересказ, самоконтроль, организация учебного общения, домашней работы приемы познавательной ( внутренней ) деятельности развитие внимания, запоминания, оперирование образами, представлениями, понятиями, суждениями, умозаключениями, мыслительными операциями и действиями, словесное описание, объяснение, формулировка вопросов и проблем, рефлексия Основные типы уроков : урок изучения нового материала ; урок контроля знаний ; урок – лабораторно - практическая работа ; обобщающий урок ; комбинированный урок.

Система знаний и система деятельности Общеучебные знания информация, представление, ощущение, восприятие, факты, знания, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение Предметные знания логика, объект, признак, понятие, содержание и объем понятия, отношения тождества, пересечения, подчинения, соподчинения, противоречия и противоположности, суждение и его виды, умозаключение Система знаний Система деятельности

Познавательная деятельность : при изучении главы осуществляется самостоятельная мыслительная деятельность учащихся, реализуются мыслительные операции : анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация. Технология проблемного обучения направлена на осуществление таких видов деятельности учащихся как постановка проблем, установление причинно - следственных связей, применение методов дедукция и индукция. При изучении главы реализуются методы чувственного познания объектов : наблюдение, создание зрительного образа, ощущение, представление, восприятие Общеучебная деятельность : используемые при изучении главы технологии, методы, формы, приемы обучения позволяют развивать навыки общеучебной деятельности. Учащиеся рационально организуют свое рабочее место и рабочее место за ПК, работают с учебником на этапах изучения нового материала, закрепления изученного, учатся работать с памятками ( урок по теме « Отношения между понятиями »), интерактивным словарем ( при изучении всей главы « Человек и информация »). Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работы на уроках развивают навыки общения : монолог, диалог, полилог. Работая в группах (80% уроков ) учащиеся осваивают такие виды деятельности как : распределение ролей в группе, взаимообучение, взаимооценка, подготовка выступления, сообщения Преобразующая деятельность : при изучении раздела преобразуются отношения « Человек - окружающий мир ». При изучении темы « Чувственное познание окружающего мира » учащиеся узнают о том, что законы мира, сущность предметов и явлений познаются с помощью мышления. Мыслительные операции : анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение реализуются учащимися при изучении содержания всего раздела. Решая проблемы познания, учащиеся учатся задавать вопросы, действовать в ситуациях неопределенности ( урок по теме « Отношение между понятиями »), осваивают технику выбора ( урок по теме « Классификация »), поиск путей решения проблем ( урок по теме « Суждение и умозаключение как формы мышления »). Самоорганизующая деятельность : изучение главы направлено на освоение учащимися способов самоорганизующей деятельности. Постановка целей осуществляется на этапах целеполагания, перед каждым новым видом работы, цели ставятся личные, для работы в паре, группе. Учащиеся ппланируют деятельность на уроке с помощью алгоритмов, планируют деятельность на уроке с помощью алгоритмов (), перед каждым новым видом работы, цели ставятся линыещиеся работают с папамяток ( урок по теме « Отношения между понятиями »), кратких конспектов ( уроки по теме « Отношения между понятиями », « Классификация »). Учащиеся осуществляют самоконтроль, самооценку своей деятельности, используя образец выполненного задания ( урок по теме « Как образуются понятия »), критерии оценивания Система деятельности

1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок яне устал / устал 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересным / не интересным Рефлексия деятельности осуществляется как на промежуточных, так и заключительных этапах урока с помощью вопросов листа рефлексии:

Контроль и коррекция результатов по разделу. Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения Виды контроля при изучении темы «Человек и информация»: входной: тест «Информация вокруг нас». промежуточный: фронтальный опрос, тесты «Информация и знания», «Чувственное познание окружающего мира», «Понятие как форма мышления», «Содержание и объем понятия», «Отношения между понятиями», «Суждение как форма мышления», «Умозаключение как форма мышления», «Формы мышления»; текущий: экспресс-опрос; фронтальный опрос, решение логических задач, выполнение творческих заданий; рефлексия. тематический: контрольная работа по теме «Человек и информация» с элементами теста, интерактивный тест, практическая контрольная работа за ПК

Вид контроля Форма контроля Контроль знаний Контроль умений, навыков Технология оценивания Входной, промежуточный Тесты Контроль знаний по разделу: информация, факты, обобщение, сравнение, логика, объект, признак, понятие, анализ, синтез, абстрагирование, содержание и объем понятия, отношения тождества, пересечения, подчинения, соподчинения, противоречия и противоположности, классификация, суждение и его виды, умозаключение. Анализ, систематизация полученной информации. Отметочная (самоконтроль, взаимоконтроль) Текущий, промежуточный Фронтальный опрос Правильная речь, восприятие на слух, умение слушать. Рейтинговая, отметочная Экспресс-опрос Быстрое воспроизведение знаний, правильная речь. Рейтинговая, отметочная Интерактивный тест Работа с мышью, с тестовой программой Оценка компьютера(по программе) Решение логических задач(парная и групповая технология) Умение анализировать, сравнивать, обобщать. Навыки сотрудничества, группового взаимодействия. Отметочная Выполнение творческих заданий (парная и групповая технология) Формулировка вопросов (составление кроссворда, теста), задавать вопросы, создание дизайна (работа с рисунком), самостоятельная познавательная деятельность. Навыки сотрудничества, группового взаимодействия. Навыки сотрудничества, группового взаимодействия. Отметочная (учителем, взаимоконтроль, в группе) Практическая работа за ПКСоставление таблиц в Word, структурирование текстовой информации с помощью таблиц, размещение текста и графики в таблице, построение диаграмм в Word, рисование в Paint. Сотрудничество учащихся, оказание помощи, самооценка. Отметочная Рефлексия Самоконтроль, самоанализ деятельности Смайлики, лист рефлексии Тематический Контрольная работа Контроль знаний по разделу.Навыки самостоятельной работы, сформированность мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Отметочная

Поурочное планирование по главе Глава 2 «Человек и информация» (13 ч)

Урок по теме « Как образуются понятия » Цель урока: с оздание условий для знакомства с основными логическими приёмами формирования понятий. Задачи урока: - сформировать у учащихся общее представление об основных логических приемах формирования понятий – анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении; - развивать логическое мышление учащихся; - способствовать воспитанию ответственности, честности, умения работать в группе, навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия; - развивать практические навыки работы на ПК: структурирование текстовой информации с помощью таблиц в текстовом процессоре Word. Основные понятия: анализ; синтез; сравнение; абстрагирование; обобщение. Оборудование: учебники Информатика 6 класс, Босова Л.; мультимедийный проектор; компьютеры; презентация по теме урока; файлы-заготовки для выполнения практической работы; раздаточный материал (рабочая карта урока, опорный конспект, объект «снеговик» (на 2 группы), тест, ответы на тест, лист рефлексии). Тип урока: комбинированный урок.

Структура урока : 1. Организационный момент 3 мин. 2. Проверка домашнего задания, актуализация знаний 7 мин. 3. Изучение нового материала 14 мин. 4. Закрепление изученного материала. Практическая работа 15 мин. 5. Домашнее задание 2 мин. 6. Рефлексия 4 мин.

Литература 1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6-го класса. 2. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах. Методическое пособие. 3. Босова Л.Л. Рабочая тетрадь для 6 класс. 4. Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике. 5. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование» Контрольно-измерительные материалы в 5-7 кл. 6. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя, 2002 г. 7. Ермолаева М.В. Психология развития. Методическое пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003 г. – Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 г. 9. Ресурсы Интернет: СД-диск «Мир информатики» (2 шт.).Учебная книга. М.: Кирилл и Мефодий, 2005 г. 11. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Институт практической психологии, 1996 г. – с Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002 г. – с. 69