МКОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г. Южи Педагогический совет Формирование ключевых компетенций обучающихся через использование традиционных и современных образовательных технологий Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим. Б.Паскаль Заместитель директора по УР Иванова А.В.
Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции.
Структура компетенции Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. Компетенция Знания Способности Умения Индивидуальные характеристики Специализация Профессионализм
Компетентность обозначает характеристику человека (обладающий компетенцией, знающий, сведущий) Компетентность – совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области Виды компетентности Ключевые компетентности Предметные компетентности Жизненные компетентности
Виды ключевых компетенций Ценностно-смысловая компетенция Общекультурная компетенция Социально-трудовая компетенция Коммуникативная компетенция Информационная компетенция Учебно-познавательная компетенция Компетенция личностного самосовершенствования Хуторской Андрей Викторович Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва.
Цели образования Меняются цели образования. В традиционной школе цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает ученик в школе? В новой школе предполагается ответ на вопрос, чему научится ученик за годы обучения в школе?
Компетентностный подход в образовании Компетентностный подход это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу, умение действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях.
Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. В компетентностном подходе на одно из первых мест выходят личностные качества, позволяющие человеку быть успешным в обществе.
Запомнить и ответить – это накопление знаний. Выполнить задание по алгоритму – это реализация умений. Находить в тексте заданные слова и предложения – проявление навыков. Применить свои знания и умения во внеучебной практической ситуации – это компетентность.
Сравнительная характеристика традиционного и компетентностного подходов в образовании: Показатели Традиционный подход Компетентностный подход Цель Формирование знаний, умений, навыков Развитие личности Девиз педагога«Делай как я»«Не навреди» Характер и стиль взаимодействия Авторитарность, монологичность, закрытость Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации ФронтальныеГрупповые, коллективные Формы обучения Иллюстративно- объяснительные, информационные Проблемные: проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический, исследовательский Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия
Сравнительная характеристика традиционного и компетентностного подходов в образовании: Функция учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно- дисциплинарных знаний Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся Формула Знание + понимание + запоминание Знание + опыт применения на практике + деятельность Определение урока - это ограниченный во времени отрезок учебного процесса, в рамках которого осуществляется передача знаний, умений, навыков, развитие познавательных и творческих способностей учащихся - это не только ограниченный во времени отрезок учебного процесса, а законченный в логическом и смысловом отношении отрезок учебного процесса, на котором в процессе активной деятельности происходит усвоение учащимися знаний, умений, навыков, осуществляется саморазвитие и самореализация учащихся
Образовательные технологии личностно ориентированные блочно-модульная информационно – коммуникационные метапредметные технологии, связанные с проектной деятельностью, нестандартной формой учебного занятия
Основные методы обучения методы активного обучения (деловые игры, дискуссии и т.д.) метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар) методы активизации творческого мышления (мозговой штурм и т.д.) модернизированные традиционные методы обучения методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения)
Вечернее образование в школе при ИК Активиззация познавательной и творческой деятельности школьников Деятельностный характер учебных занятий Продуктивная работа в малых группах Развитие самостоятельности и ответственности учащихся
(из опыта работы)
«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы его закончили?
Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков: «!» – Я это знал. «+» – Новое для меня. «-» – Вызывает сомнение. «?» – Вопрос.
Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.
На одном из первых уроков по роману Л.Н.Толстого «Роман- эпопея «Война и мир» создается кластер: РОМАН – ЭПОПЕЯ «Война и мир» Картины истории Общественная и политическая жизнь Огромные пространства Изображение жизни всех слоев общества Широкая панорама бытовых сцен
На тему «Любовь Наташи» создается кластер: Наташа Ростова Борис Друбецкой Андрей Болконский Анатоль Курагин Пьер Безухов Наташа и дети
Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Проанализировав образ Наташи Ростовой, учащиеся могут составить такой синквейн: Наташа Ростова чувствительная, жизнелюбивая любит, радуется, помогает может пожертвовать своим благополучием женщина
Блочно - модульная технология Учитель проводит анализ содержания всего курса, выделяя в нем узловые темы. Учебный план распределяется таким образом, чтобы каждая тема содержала несколько принципиально важных «модулей»: ориентационной-мотивационный модуль (ориентировка в содержании темы, распределение индивидуальных заданий, постановка вопросов для поиска информации, вопросы и форма итогового контроля) блок самостоятельной работы с учебной литературой и учебным содержанием темы (учитель здесь выступает в роли консультанта, наставника) практические занятия с материалом курса (для естественных наук – лабораторные занятия, для гуманитарных – дискуссии или игровое моделирование), модуль контроля (итоговое тестирование, опрос, устный экзамен).
С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. «Компетенция» - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. «Компетентность» - уровень образованности, способность действовать в ситуации неопределённости.