ВЕБИНАР Российского тренингового центра Института образования НИУ ВШЭ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ РЕГИОНА: ОПЫТ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Рябинина Л.А. заместитель директора по аналитико-методической работе Центра оценки качества образования Красноярского края Чабан Т.Ю. начальник отдела мониторинга Центра оценки качества образования Красноярского края
Создание системы оценки качества начального общего образования в Красноярском крае (общая информация) г. – апробация и внедрение стартовой диагностики и итоговых диагностик 1-3 классы; г. – участие в проекте «Разработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с новыми образовательными стандартами» (научный руководитель проекта – Ковалева Г.С.); 2014 г. – проведение итоговой диагностики в 4-х классах пилотных школ; – разработка и широкое обсуждение концепции ОКО НШ; – краевой проект «Управление качеством образования» (под проект «Поддерживающее оценивание»)
Участие образовательных организаций Красноярского края в стартовой диагностике Процедура Учебный год Количество ОУ Количество учащихся Количество учителей Стартовая диагностика (готовность первоклассник ов к обучению в школе) 2010/ / / / /
Участие образовательных учреждений Красноярского края в итоговой диагностике образовательных достижений учащихся 1-3 классов Процедура Учебный год Количество ОУКоличество учащихся Количество учителей Итоговая диагностика (1 класс) 2010/ / / / Итоговая диагностика (2 класс) 2011/ / / Итоговая диагностика (3 класс) 2012/ /
Общая схема использования инструментов оценки качества образования в начальной школе Стартовая диагностика «Оценка готовности первоклассников к школьному обучению» 1 класс сентябрь-октябрь общее развитие ребёнка, психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, предпосылки овладения грамотой и математикой, личностные особенности детей, ресурсы и цена адаптации ребёнка к школе Итоговая диагностика учащихся 1-х, 2-х, 3-х классов 1, 2, 3 класс март-апрель предметные результаты: освоение программы по русскому языку, математике; метапредметные результаты: уровень сформированности читательской грамотности; личностные особенности детей, ресурсы и цена адаптации ребёнка к школе Итоговая работа для выпускников начальной школы (оценка индивидуальных достижений обучающихся) 4 класс апрель предметные результаты: освоение программы по русскому языку, математике, окружающему миру; метапредметные результаты: овладение регулятивными, коммуникативными и познавательными действиями
Информирование: какую информацию о результатах оценки получает министерство образования? Обобщённые результаты стартовой диагностики по краю (справка) Анализ результатов итоговых контрольных работ (4 классы) (отчёт)
Информирование: какую информацию о результатах оценки получают МОУО? Обобщённые результаты стартовой диагностики (данные для анализа) Результаты итоговых контрольных работ (4 классы) в соотношении с индексом* образовательных условий школ по МО *ИОУ - обобщенный показатель, отражающий набор факторов (из числа образовательных условий), существенно влияющих на результаты учащихся, а также характер и величину их влияния.
Распределение школ (классов) муниципального образования в соответствии с индексом образовательных условий индекс образовательных условий результаты ККР4
Информирование: какую информацию о результатах оценки получают школы? Стартовая диагностика: индивидуальные профили учеников, классов; Итоговая диагностика (1 – 3 классы): индивидуальные результаты учеников и классов (индивидуальный профиль ученика, динамический профиль ученика, общие результаты по каждой работе с общим баллом и уровнем, общие данные по классу); Итоговые контрольные работы (4 класс): результаты итоговых контрольных работ по каждому ученику, результаты каждого класса в соотношении с индексом образовательных условий.
Индивидуальный профиль учащегося
Условия эффективного использования результатов оценки различение функций оценки (контроль, поддержка); переход от идеологии контроля к поддержке; выстраивание системы использования результатов на всех уровнях в соответствии с функциями оценки.
Условия эффективного использования результатов оценки разработка стратегий поддержки на всех уровнях; принятие управленческих решений по результатам оценки происходит с учётом контекстных данных (выявляются факторы, оказывающих влияние на эти результаты); развитие внутренней оценки деятельности школы в «поддерживающем» ключе.
Новые направления в работе с результатами оценки в муниципальных образованиях Различение функций оценки (контроль, поддержка); Анализ информации о результатах оценочных процедур с учетом контекстных данных, индекса образовательных условий школ; Границы использования информации о результатах оценочных процедур; Муниципальные контрольные работы (целесообразность их проведения?); Типы поддержки школ.
Новые умения, которые должен освоить педагог для работы с результатами оценки Новые типы результатов; Новая форма предъявления результатов; Комплексный анализ всех результатов ученика; Оценка динамики результатов; Новые подходы к внутри классному оцениванию; Формы и способы предъявления результатов ученикам и родителям; Планирование образовательного продвижения каждого ученика; Новые формы и способы профессионального взаимодействия.
Проект «Поддерживающее оценивание» (основные характеристики проекта) Новые образовательные результаты: Личностные Метапредметные Предметные Стандартизированный инструментарий для оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, для оценки индивидуального прогресса учеников, для сбора контекстной информации Управление качеством образования: использование результатов для информирования различных пользователей, принятия решений, индивидуальной поддержки учащихся Участники проекта: МОиН КК КГКСУ «ЦОКО» ККИПКиППРО Муниципальные образования Школы края Формы представления результатов: по муниципальным образованиям, образовательным организациям, классам, отдельным учащимся, отдельным результатам Участники апробации: 1 МО в каждом территориальном округе январь-сентябрь 2015 года – по две школы в пилотных муниципальных образованиях; сентябрь –декабрь все школы в пилотных МО
Методические рекомендации Краткое описание особенностей измерительных материалов, типов результатов и основных показателей, с которым работает учитель, администрация школы, органы управления образованием; Подходы к анализу результатов классов и школы с позиций каждого участника образовательного процесса; Представление результатов оценочных процедур ученикам, родителям;родителям Описание успешных практик работы с результатами.
Программы повышения квалификации педагогов (ККИПКиППРО) «Формирование читательской грамотности младших школьников в рамках требований ФГОС» «Поддерживающее оценивание в педагогической практике учителя» Вебинар «Особенности работы с результатами оценочных процедур в идеологии поддерживающего оценивания на муниципальном уровне: возможности и ограничения» (для специалистов МОУО)
Оценка достижений выпускников начальной школы в рамках ФГОС (итоговые работы 4 кл.) 2044 ученика 4-х классов из школ – «пилотов» ФГОС приняли участие в итоговых оценочных процедурах в рамках ФГОС: 1)оценка предметных результатов – письменные работы по математике, русскому языку и окружающему миру 2)оценка метапредметных результатов – комплексная работа (читательская грамотность) и выполнение группового проекта (регулятивные и коммуникативные умения). В 2015 году эти работы выполнят все четвероклассники края - около 26 тысяч детей.
Распределение участников ИКР4 по уровням достижений (в %)
Направления анализа результатов ИКР4 на региональном уровне Оценка достоверности результатов; Распределение учеников по уровням достижений, описание того, что каждой группе удается или не удается; Данные об освоении тех или иных умений, групп умений, выявление ключевых проблем; Данные о выполнении заданий, требующих использования обобщенных способов действия, применения знаний на практике; Динамика результатов, выявление благоприятных и неблагоприятных тенденций. Отслеживание изменений при переходе на новый стандарт.
Восприятие учителями оценки в рамках ФГОС «В новых работах математика для жизни» «Групповой проект… и есть индикатор нового стандарта… Детям понравилось! Учителям было страшно...» «Учительская газета» от 12 мая 2014 года «Комплексная работа (530 слов) слишком велика и сложна» «В работе по чтению не должно быть текстов о том, что не входит в опыт ученика» «Упростить задания до базового уровня» «Использовать только задания, которые есть в учебниках. Не проверять то, что не изучалось!»
Работа с результатами итоговой диагностики С одной стороны, контроль результатов начальной ступени обучения, с другой стороны, поддержка для основной школы; Анализ результатов на основе индекса образовательных условий (сравниваются между собой результаты школ со сходными образовательными условиями).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Тел./факс: (391) сайт: cоk.cross-edu.ru