Лекция 4 ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. 1.Сущность педагогического процесса 2. Педагогический процесс как целостная система 3.Закономерности и принципы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Advertisements

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Образование как общественное явление и педагогический процесс Лекция 3.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Методы развития творческой активности учащихся во внеклассной работе.
Элементы педагогического процесса. Технология прогнозирования и проектирование педагогического процесса. Постановка педагогического диагноза из выступления.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
О БРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ : ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР МБОУ СОШ 6 4 –
Виды мониторинга деятельности классного руководителя.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
МБДОУ детский сад «Ромашка»с.Пуштулим Диагностика физической подготовленности детей. Воспитатель Александрова Галина Васильевна.
Управление образовательной системой. Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Масалова В. С., ст. преподаватель.
Психология обучения
Презентация программы Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Деятельность администрации МДОУ по организации и контролю психофизического развития дошкольников Составила: Резепина Е.А. заведующий МДОУ детский сад 32.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Тисульский детский сад 4 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
Транксрипт:

Лекция 4 ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

1. Сущность педагогического процесса 2. Педагогический процесс как целостная система 3. Закономерности и принципы педагогического процесса 4. Этапы педагогического процесса

1. Сущность педагогического процесса

Процесс (от лат. processus продвижение) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

П едагогический процесс: специально-организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие учебно-воспитательный процесс или «образовательный процесс». Данные понятия тождественны.

Педагогическое взаимодействие – это преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

«учитель - ученик», «учитель – коллектив».

В педагогическом процессе объективное социальное переходит в субъективное, в индивидуально- психическое достояние человека.

Педагогический процесс осуществляется в педагогических системах. Педагогическая система создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса.

дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования

Педагогическая задача это конкретная педагогическая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее существования.

2. Педагогический процесс как целостная система

Структура (от лат. structura - строение) – это расположение элементов в системе.

Цель – принципы – содержание – методы – средства – формы

это предвидение педагогом результатов в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем отбираются все остальные компоненты педагогического процесса.

Цели определяют более частные задачи обучения и воспитания. Генеральная цель – всестороннее и гармоническое развитие личности.

это основные, исходные положения, руководящие идеи, основные правила поведения, действия.

Педагогика рассматривает принципы как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность. Впервые основные принципы сформулировал Я. А. Коменский в «Великой дидактике»

система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся

- основы наук; - социальные отношения; - культура; - технология производства; - труд; - физическая культура.

Знание –сохранение в памяти основных фактов науки; Умения – владение способами применения усваиваемых знаний на практике; Навыки автоматизированные умения; Отношения оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни. Творческая деятельность рождение новых знаний, навыков, умений и отношений.

способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно- воспитательных задач.

те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).

К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.

печатные издания: учебники, учебно-методические пособия, справочники; дискеты с учебной информацией; записи на доске, плакаты; кино –, видеофильмы; слово преподавателя.

учебные электронные издания; компьютерные обучающие системы; аудио-, видео-учебные материалы и многие др.

внешнее выражение акта воспитательного взаимодействия учителя и учащихся.

числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления

3. Закономерности и принципы педагогического процесса

это объективные, существенные, повторяющиеся связи.

1. Эффективность педагогического процесса зависит от: а) грамотной организации и систематического контроля за ним; б) своевременности обнаружения и разрешения противоречий педагогического процесса;

в) степени вовлечения в педагогический процесс родителей и общественности; г) учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся; д) степени мастерства педагога и его искусства взаимодействия с учащимися.

а) от наследственности, б) воспитательной и учебной среды, в) включенности в педагогическую деятельность, г) применяемых средств и способов педагогических воздействий.

потребностями личности и общества, материально-техническими и экономическими возможностями общества, морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими обстоятельствами, при которых он осуществляется.

- социально-ценностная целевая направленность процесса; - принцип связи обучения с жизнью и практикой, - соединения обучения и воспитания, - гуманистической направленности педагогического процесса - комплексный подход к организации различных видов педагогической деятельности;

- принцип непрерывности воспитания и обучения; - принцип природосообразности; - принцип культуросообразности; - принцип воспитания в деятельности и в коллективе; - принципом опоры на положительное в человеке,

- единство формирования ЗНУ, сознания и поведения; - единство требовательности и уважения к обучаемым; - преемственность, последовательность и систематичность; наглядность; - принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

4. Этапы педагогического процесса

Целостный педагогический процесс имеет циклический характер и может подразделяться на несколько этапов: подготовка педагогического процесса; осуществление педагогического процесса; анализ результатов.

1) целеполагание (обоснование и постановка целей). 2) диагностика возможностей педагогического процесса– это оценка общего состояния педагогического процесса (сбор информации о реальных возможностях педагогов и обучаемых)

3) прогнозирование результатов процесса (оценка его возможной результативности). 4) проектирование и планирование (составление скорректированного на основе диагностики проекта организации педагогического процесса, который после окончательной доработки воплощается в плане).

- взаимодействие педагога и обучаемых; - использование намеченных методов, форм и средств педагогического процесса; - создание благоприятных условий

- изучение степени решения поставленных задач; - выявление причин неполного соответствия результатов и целей; -планирование дальнейшей работы.