Лекция 4 ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
1. Сущность педагогического процесса 2. Педагогический процесс как целостная система 3. Закономерности и принципы педагогического процесса 4. Этапы педагогического процесса
1. Сущность педагогического процесса
Процесс (от лат. processus продвижение) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
П едагогический процесс: специально-организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие учебно-воспитательный процесс или «образовательный процесс». Данные понятия тождественны.
Педагогическое взаимодействие – это преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
«учитель - ученик», «учитель – коллектив».
В педагогическом процессе объективное социальное переходит в субъективное, в индивидуально- психическое достояние человека.
Педагогический процесс осуществляется в педагогических системах. Педагогическая система создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса.
дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования
Педагогическая задача это конкретная педагогическая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее существования.
2. Педагогический процесс как целостная система
Структура (от лат. structura - строение) – это расположение элементов в системе.
Цель – принципы – содержание – методы – средства – формы
это предвидение педагогом результатов в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем отбираются все остальные компоненты педагогического процесса.
Цели определяют более частные задачи обучения и воспитания. Генеральная цель – всестороннее и гармоническое развитие личности.
это основные, исходные положения, руководящие идеи, основные правила поведения, действия.
Педагогика рассматривает принципы как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность. Впервые основные принципы сформулировал Я. А. Коменский в «Великой дидактике»
система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся
- основы наук; - социальные отношения; - культура; - технология производства; - труд; - физическая культура.
Знание –сохранение в памяти основных фактов науки; Умения – владение способами применения усваиваемых знаний на практике; Навыки автоматизированные умения; Отношения оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни. Творческая деятельность рождение новых знаний, навыков, умений и отношений.
способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно- воспитательных задач.
те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).
К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.
печатные издания: учебники, учебно-методические пособия, справочники; дискеты с учебной информацией; записи на доске, плакаты; кино –, видеофильмы; слово преподавателя.
учебные электронные издания; компьютерные обучающие системы; аудио-, видео-учебные материалы и многие др.
внешнее выражение акта воспитательного взаимодействия учителя и учащихся.
числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления
3. Закономерности и принципы педагогического процесса
это объективные, существенные, повторяющиеся связи.
1. Эффективность педагогического процесса зависит от: а) грамотной организации и систематического контроля за ним; б) своевременности обнаружения и разрешения противоречий педагогического процесса;
в) степени вовлечения в педагогический процесс родителей и общественности; г) учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся; д) степени мастерства педагога и его искусства взаимодействия с учащимися.
а) от наследственности, б) воспитательной и учебной среды, в) включенности в педагогическую деятельность, г) применяемых средств и способов педагогических воздействий.
потребностями личности и общества, материально-техническими и экономическими возможностями общества, морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими обстоятельствами, при которых он осуществляется.
- социально-ценностная целевая направленность процесса; - принцип связи обучения с жизнью и практикой, - соединения обучения и воспитания, - гуманистической направленности педагогического процесса - комплексный подход к организации различных видов педагогической деятельности;
- принцип непрерывности воспитания и обучения; - принцип природосообразности; - принцип культуросообразности; - принцип воспитания в деятельности и в коллективе; - принципом опоры на положительное в человеке,
- единство формирования ЗНУ, сознания и поведения; - единство требовательности и уважения к обучаемым; - преемственность, последовательность и систематичность; наглядность; - принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
4. Этапы педагогического процесса
Целостный педагогический процесс имеет циклический характер и может подразделяться на несколько этапов: подготовка педагогического процесса; осуществление педагогического процесса; анализ результатов.
1) целеполагание (обоснование и постановка целей). 2) диагностика возможностей педагогического процесса– это оценка общего состояния педагогического процесса (сбор информации о реальных возможностях педагогов и обучаемых)
3) прогнозирование результатов процесса (оценка его возможной результативности). 4) проектирование и планирование (составление скорректированного на основе диагностики проекта организации педагогического процесса, который после окончательной доработки воплощается в плане).
- взаимодействие педагога и обучаемых; - использование намеченных методов, форм и средств педагогического процесса; - создание благоприятных условий
- изучение степени решения поставленных задач; - выявление причин неполного соответствия результатов и целей; -планирование дальнейшей работы.