Об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» Э. В. Цыбикова, начальник ОМО УМУ
Основные федеральные документы, предусматривающие меры по обучению лиц с ОВЗ и инвалидов Закон РФ от г N 273 ФЗ «Об образовании»;Об образовании Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. 1367); Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и ЛОВЗ с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г вн)
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; Федеральный закон от N 273-ФЗ ) "Об образовании в Российской Федерации"
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
В сфере высшего образования инвалидам установлены следующие гарантии: 1. Создание специальных условий в образовательных организациях: приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов; адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса (обучение по индивидуальному учебному плану);
2. Обеспечение инвалидов: освобождение от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой; возможность пользоваться услугами сурдопереводчиков и других специалистов; право на получение стипендии повышенного размера; сопровождение: психолого-педагогическое, социальное, медико-оздоровительное; волонтерская помощь; предоставление спортивного оборудования, адаптированного для обучающихся с различными нарушениями.
Количество обучающихся в БГУ по программам ВО в учебном году (очно, заочно, очно-заочно)
Наличие в БГУ условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья обеспечение учебно-методическими ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям здоровья, сочетание on-line, off-line технологий:
внедрены системы дистанционного электронного обучения на базе Гекадем, Moodle
систем видеоконференцсвязи Skype и Polycom
лекции и презентации преподавателей по ряду дисциплин размещены на видеосервисе Youtube
Наличие в БГУ условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Раздел (страница) на сайте БГУ об условиях обучения («Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья»); Версия сайта БГУ для слабовидящих обучающихся; Социальное сопровождение, волонтерская помощь, медицинский пункт Доступность входных путей Наличие специально оборудованных санитарно- гигиенических помещений
Основные проблемы в области получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ 1. Материально-техническая база Организация пространства; Организация временного режима обучения; Организация рабочего места студента с ОВЗ; Использование технических средств обучения для каждой категории лиц с ОВЗ. Обеспечение специальными учебниками, рабочими тетрадями и дидактическими материалами, отвечающими особым образовательным потребностям студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ на каждой ступени образования.
2. Организация практик обучающихся и трудоустройства выпускников Организация производственных практик на рабочих местах, с учетом ограничений по здоровью; Встречи работодателей со студентами – инвалидами старших курсов.
3. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ Включение в вариативную часть адаптационных курсов; Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся; Выбор методов обучения, осуществляемый профессиональной образовательной организацией, исходя из их доступности для обучающихся.
Необходимо привести в соответствие материалы: Деканатам/дирекциям структурных подразделений: индивидуальные учебные планы (при необходимости), учитывая, что для инвалидов и лиц с ОВЗ возможно увеличение срока обучения на полгода; фонды оценочных средств, адаптированные для инвалидов и лиц с ОВЗ, с учетом психофизиологических особенностей (устно, письменно, на компьютере, в форме тестирования и т.д.); при выборе мест прохождения практики для инвалидов и лиц с ОВЗ учитывать доступность места прохождения практик для данной категории обучающихся.
Кафедре физического воспитания: Совместно с УМУ, разработать особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура», разработать план действий по модернизации физкультурно-спортивной базы, для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.
Отделу статистики и учета контингента студентов: вести учет контингента студентов инвалидов и лиц с ОВЗ в БД «Университет», по видам нарушений т.к. при создании безбарьерной среды должны учитываться потребности лиц с разными нарушениями: зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Отделу дистанционных технологий в образовании: содействовать в обеспечении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов дополнительными способами передачи, освоения и воспроизводства учебной информации; разработать требования к организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий для инвалидов и лиц с ОВЗ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!