Золотарева Ангелина Викторовна, д.пед.н., профессор
Формальное образование - осуществляется через традиционную систему государственных и негосударственных образовательных организаций (школы, колледжи, техникумы, вузы), где успешное окончание образовательного процесса подтверждается выдачей документа. Цель формального образования - сформировать систему базовых знаний. Неформальное образование - образование по выбору (добровольное), для удовлетворения образовательных личностных потребностей, не регламентировано местом получения, сроком и формой обучения, мерами государственной аттестации. Цель неформального образования - удовлетворить интерес к какой-либо отдельной теме, провести с пользой и интересом свободное время, восполнить недостаток в определенных знаниях.
Задачи проекта: Изучить социальный заказ на НФО в регионе Разработать и апробировать региональную концепцию и модель НФО (сущность, структура, ожидаемые результаты и инструменты их оценки) Разработать нормативно-правовое обеспечения деятельности субъектов НФО Выявить и описать успешные практики НФО в регионе Обеспечить информационную поддержку деятельности субъектов НФО Разработать механизмы развития кадрового потенциала НФО Разработать механизмы привлечения средств из бюджетных и внебюджетных источников в сферу НФО Разработать механизмы интеграции и сетевого взаимодействия субъектов в рамках программ и проектов НФО
Потребители услуг формального и неформального образования: обучающиеся образовательных организаций Ярославской области и их родители Образовательные организации Ярославской области Представители практик неформального образования
- в аспекте развития ребенка - создание условий для самостоятельного конструирования ребенком своих миров, индивидуальных моделей образования, овладения интенсивными коммуникациями, формирования реальной ответственности за свои поступки и др. - в аспекте развития системы образования - развитие разных потенциалов образования, не только в государственном, но и негосударственном секторе а также в межведомственном и общественном пространстве образовательных возможностей ребенка.
компьютерные игровые сообщества, построенные вокруг стратегических игр со сложной экономикой, политикой, инфраструктурами, и командных игр (как правило, военных симуляторов), требующих командного взаимодействия; субкультуры, требующие освоения сложных форм символического поведения, владения определённым кругом текстов и содержащихся в этих текстах смыслов, прежде всего этических принципов; клубы ролевых игр и исторической реконструкции; волонтёрские объединения, решающие конкретные задачи: спасение леса, помощь бездомным животным, помощь больным или пострадавшим в очередном природном или техногенном катаклизме, эстетизация жизненной среды; объединения ведомств культуры и спорта (музеев, библиотек, виртуальных читальных залов, филармоний, театров, спортивных центров); сектор программ "учения с увлечением" (эксплораториумы, "города профессий", парки научных развлечений, творческие мастерские, тематические парки и др.)
тьюторское сопровождение одаренных детей в процессе взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования (Л.В. Байбородова, А.В. Золотарева, А.Л. Пикина и др.); индивидуализация образовательной деятельности (Л.В. Байбородова, Е.Н. Лекомцева и др.) событийный поход, проблемно-тематические дни (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, К.В Сапегин и др.) открытое образование, теория общепедагогических технологий (В.В Юдин и др.) детские компании и фирмы (проект «Достижение молодых») интеграция и сетевое взаимодействие общего, дополнительного и профессионального образования (А.В Золотарева, С.Л Паладьев и др.) развитие техносферы учреждений дополнительного образования детей, адекватной запросам рынка труда (А.В Золотарева, Л.Н Серебренников, Т.М. Талова и др.) модели подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей в соответствии с ФГОС ВПО нового поколения (А.В. Золотарева, Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников) и других.
Дисбаланс между государственным (общественным) и личностным заказом порождает несколько сценариев построения неформального образования - со стороны государственного (общественного) заказа неформальное образования должно строиться как открытое образование, направленное на формирование молодого поколения страны, обладающего определенными личностными качествами, отвечающими требованиям современной экономики и нового общественного устройства, в которое могут войти любые обучающиеся по собственному желанию. - со стороны личностного заказа неформальное образование должно строиться как образование под заказ, направленное на реализацию конкретных потребностей и интересов заказчиков (детей и родителей)
1 вектор – развитие основного (школьного) образования за счет развития пространства неформального образования; 2 вектор – развитие дополнительного образования за счет развития пространства неформального образования; 3 вектор – развитие профессионального образования за счет развития пространства неформального образования 4 вектор – развитие ребенка в условиях пространства неформального образования.
Общеобразовательная организация – первая половина дня, урочная деятельность; Общеобразовательная организация – вторая половина дня, внеурочная, внешкольная деятельность; Организация дополнительного образования – дополнительное образование, творческая деятельность по интересам; Негосударственная организация – познавательная деятельность, отдых, развлечения и др.; Детская общественная организация – социальное творчество, социально-общественная деятельность
Добровольность участия ребенка в проектах и событиях Интегрированность образовательных результатов (предметных, личностных, метапредметных) как итог участия ребенка в проектах и событиях; Наличие для ребенка различных «входов» в проекты и события; Сопровождение индивидуальных и групповых маршрутов в рамках специально организованных «встреч» (тренингов) с тренером неформального образования; Переход от жесткой структуры программ (школы, УДОД) и принципа фиксации предметных результатов к проектам и событиям комплексного развития ребенка, индивидуальным образовательным траекториям; Межведомственный характер проектов и событий; Использование интерактивных методов обучения, интенсивных погружений и коммуникаций, сетевых сообществ, клубов; Применение исследовательского подхода: мотивированное исследование ребенка является источником его познания;
учет потребностей и образовательной активности детей – участников программ и проектов неформального образования; разработка и реализация программ и проектов неформального образования; сопровождение индивидуальных и групповых образовательных маршрутов и траекторий, способствующих развитию ребенка, его социализации, формированию общественных навыков и актуальных для региона ценностных установок и смыслов; конкурсный отбор образовательных, некоммерческих организаций и лиц, реализующих актуальные для региона программы и проекты неформального образования; сетевая со-организация образовательных организаций, реализующих программы и проекты неформального образования, в том числе с учетом использования технологий дистанционного, очно-заочного обучения, организации каникулярного времени и развивающего досуга; подготовка тренеров (аниматоров, тьюторов) неформального образования; и другое.
1. Формирование и сопровождение пространства НФО Разработка вариативных моделей интеграции учреждений образования разной ведомственной принадлежности для оказания услуг неформального образования, сетевых образовательных программ (в том числе на основе e-learning), региональных и муниципальные детско-взрослых организаций и др. Разработка инструментария и осуществление процедуры изучения социального заказа Проведение ярмарки идей и проектов НФО Организация публичных площадок для субъектов НФО Создание молодежного (ученического) экспертного совета проекта «Региональный креатив-центр» 2. Информационное обеспечение пространства НФО Создание электронного ресурса поддержки НФО и интеграции формального и неформального образования Создание банка лучших практик НФО для организации образовательных проб Развитие инфраструктуры неформального образования, в том числе для оказания дистанционных образовательных услуг, по приоритетным направлениям развития экономики региона; 3. Научно-методическое обеспечение пространства НФО Описание успешных практик НФО Создание технологии общественной экспертизы НФО Проведение открытых образовательных семинаров для субъектов НФО Организация стажировочных площадок на базе успешных практик НФО Издание журнала «Неформальное образование в Ярославской области» Разработка региональной электронной формы портфолио неформального образования школьника «история успеха»; 4. Развитие кадрового потенциала НФО Разработка функционала тьютора НФО Разработка программы подготовки и повышениями квалификации подготовки специалистов в системе НФО
Создание координационного совета НФО в регионе Разработка комплекта нормативно- правовых документов, регламентирующих деятельность в рамках НФО Создание механизма поддержки социально значимых проектов НФО. Создание фонда поддержки субъектов НФО Разработка механизмов стимулирования деятельности в рамках НФО
Создано информационное пространство неформального образования (зафиксированное в единой информационной электронной базе) с учетом возможностей, находящихся на территории ЯО организаций разных ведомств и форм собственности. Поддерживаются инициативы и самореализация детей и взрослых, творчество поощряемо, любой учебный предмет продолжается в неформальных занятиях, проектах, самостоятельной работе, исследованиях. Обеспечено включение обучающихся в реальные события своего населенного пункта, Ярославской области, повышение значимости уважаемых ребенком людей и событий, сформировано желание учиться, жить и работать в регионе. Ребенок входит в социально одобряемые детско-взрослые общности. Появление и применение новых форм образования (современных с точки зрения самих обучающихся), в которых ребенок смог бы реализовать свою активность. Обеспечено максимально возможное общение обучающихся, интенсивные коммуникации, в том числе с учетом возможностей актуальной среды Электронного обучения. Успешно реализуются программы поликультурного образования и др.
На уровне ребёнка: Способность взять ответственность на себя Способность к самоопределению Креативность Самостоятельность Повышение мотивации к получению знаний Получение социального опыта Формирование субъектной позиции На уровне педагога: Обогащение содержания образования Приобретение опыта управления образовательной средой Освоение техник и практик неформального образования Изменение мировоззрения На уровне образовательной организации: Инвентаризация и обогащение ресурсов образовательной среды Согласование позиций и интеграция ресурсов Стимулирование развития новых программ Диверсификация услуг образовательного пространства