О ЗАДАЧАХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ СОБОЛЕВ ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Переход на ступени образования Исслед ования Аспира нтура Рынок труда Специальности высшего образования Бакалавриат магистратура Актуальное состояние (после вступления в силу 273-ФЗ) Исслед ования Аспира нтура Рынок труда Специальности высшего образования Бакалавриат магистра тура Академическая Прикладная Академический Прикладной УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ
ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ИНЖЕНЕРНОГО БАКАЛАВРИАТА Широкий, базовый (общеинженерный) Бакалавриат Под заказ (прикладной) Инженерная магистратура Научно- исследовательская магистратура Рынок труда Базовые курсы
ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ИНЖЕНЕРНОЙ МАГИСТРАТУРЫ Технолог Проектировщик Конструктор Инженер- экономист (менеджер) Инженер- исследователь Естественно- научная Бакалавриат в области инженерного дела, технологий и технических наук Управленческая, Экономическая, Юридическая Системный инженер в области металлургии Инженерно- конструкторская Системная инженерия
ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ Цель создания – подготовка методической базы разработки основных образовательных программ на основе рамочных ФГОС3+и ФГОС 4. Содержат инструкции по превращению требований образовательных стандартов в формулировки результатов обучения образовательных программ Содержат инструкции учета требований профессиональных стандартов. Задают алгоритм построения модульной структуры учебного плана основной профессиональной образовательной программы. Важными компонентами примерных программ являются необходимые оценочные средства, рекомендуемые образовательные технологии, требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса для расчета нормативов финансирования. Данный подход не предполагает превращения примерной программы в типовую и не является основой для процедур аккредитации.
Этап (уровень) освоения компетенции* Планируемые результаты обучения** (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) Критерии оценивания результатов обучения Первый этап (уровень) (ОК-1) –I (желательно конкретизировать формулировки компетенции ) Владеть: _____________________В (ОК-1) –I Уметь: _____________________У (ОК-1) –I Знать: ______________________З (ОК-1) –I Второй этап (уровень) (ОК-1) –II (желательно конкретизировать формулировки компетенции) Владеть: _________________ В (ОК-1) –II Уметь: _____________________У (ОК-1) –II Знать: _____________________З (ОК-1) –II Третий этап (уровень) (ОК-1) –III (желательно конкретизировать формулировки компетенции) Владеть: ____________________В (ОК-1) –III Уметь: ____________________В (ОК-1) –III Знать: ____________________В (ОК-1) –III – общекультурная (универсальная) ; – общепрофессиональная компетенция – профессиональная компетенция Указывается взаимосвязь данной компетенции с другими компетенциями (необходимость освоения компетенции в определенной последовательности по отношению к другим компетенциям, если такая необходимость имеется). Приводится ссылка на Профессиональный стандарт (при наличии) и указывается соответствующая обобщенная трудовая функция или трудовая функция из него. ПАСПОРТ КОМПЕТЕНЦИЙ
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ (УНИВЕРСАЛЬНЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3); способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4); способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8); готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9).
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРИАТ СПЕЦИАЛИТЕТ Готовность участвовать в подготовке технико-экономического обоснования проектов создания систем и средств автоматизации и управления (ПК-4) Способность осуществлять сбор и анализ исходных данных для расчета и проектирования систем и средств автоматизации и управления (ПК-5); готовность к внедрению результатов разработок средств и систем автоматизации и управления в производство (ПК-8); способность осуществлять технико-экономическое обоснование проектов создания средств автоматизации и управления специальных организационно-технических систем (ПК-1); способность осуществлять сбор и анализ исходных данных для расчета и проектирования средств автоматизации и управления специальных организационно-технических систем (ПК-2); способность внедрять результаты разработок средств автоматизации и управления специальных организационно- технических систем в производство (ПК-7); ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3
ПРИВЕДЕНИЕ ФГОС И ООП В СООТВЕТСТВИЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ Одобрены Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным стандартам: Методические рекомендации по актуализации ФГОС в соответствии с ПС Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных образовательных программ с учетом соответствующих ПС (протокол заседания от 27 ноября 2014 г. 6) Задача: разработка Методических рекомендаций по учету требований ПС в ПООП
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПООП Раздел 3. Структура и содержание образовательных программ характеристика рекомендуемой структуры примерной программы в части формирования УК(ОК)/ОПК и ПК (в инициативном порядке) с указанием примерной трудоемкости ее элементов (базовый примерный учебный план); примерный календарный учебный график (карту-схему), устанавливающий взаимосвязи результатов освоения универсальных и общепрофессиональных компетенций на протяжении всего периода обучения; рекомендации разработчикам примерной программы по форматам и содержанию образовательных модулей (примерные учебные программы). Раздел 4. Условия реализации образовательных программ описание кадровых условий (требования к профессионально-педагогической компетентности педагогических кадров); характеристика педагогических подходов, рекомендованных к применению при разработке и реализации примерной программы, включая особенности, связанные с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, инклюзивного образования, сетевого обучения, обучения на базовых кафедрах; требования к материально-техническим условиям (включая минимальный перечень необходимого оборудования, обеспечивающего возможность освоения компетенций); примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Раздел 5. Оценка результатов освоения образовательной программы рекомендации по содержанию, формам и методам проведения промежуточной и итоговой аттестации.
С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ 2015 ГОДОМ!