Семинар «Игровые технологии в работе педагога ДОО» Пеункова О. С., учитель-дефектолог Бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Вологодской области «Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения» (БОУ ВО «Череповецкий центр ПМСС»)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
Классификация педагогических технологий ПТ на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений; ПТ на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений; ПТ на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся; ПТ на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся; ПТ на основе эффективности организации и управления процессом обучения; ПТ на основе эффективности организации и управления процессом обучения; ПТ на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирована учебного материала; ПТ на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирована учебного материала; Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; Альтернативные; Альтернативные; Комплексные; Комплексные;
Принцип ФГОС ДО: Реализация Программы в форме игры, как специфической для детей дошкольного возраста. Задачи ФГОС ДО направлены на: развитие ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; формирование культуры личности детей; развитие нравственных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности; формирование предпосылок учебной деятельности. ФГОС ДО выносит игровую деятельность как самостоятельную, объединяющую все образовательные области. Вывод: необходимо оптимизировать работу ДОО по развитию игровой деятельности в переходе на ФГОС ДО.
Функции игры - развлекательная; - коммуникативная; - самореализации; - игра терапевтическая; - диагностическая; - коррекционная; - функция межнациональной коммуникации; - функция социализации;
Онтогенез игровой деятельности
Создание условий для развития игровой деятельности ребенка: Создание особой развивающей предметно- пространственной среды (выделение центров, оснащение необходимыми материалами и т.д.); Формирование игровой компетентности педагога, работа с детьми по обучению игровой деятельности (по этапам); Работа с родителями.
1. Создание особой развивающей предметно- пространственной среды (выделение центров, оснащение необходимыми материалами и т.д.); ПРС должна быть наполнена различными центрами активности. Содержание среды должно быть представлено материалами и оборудованием для всех видов игры. Предметно-пространственная среда должна быть не просто безопасной, но и трансформируемой (т. е. предполагать возможность изменений), полифункциональной (т. е. допускать различное использование имеющихся материалов), вариативной и доступной для детей. Особенности игровой деятельности в каждый возрастной период определяет организацию игрового пространства в группе.
2. Формирование игровой компетентности педагога, работа с детьми по обучению игровой деятельности (по этапам). Сравнительная таблица компетенций, как необходимых психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы, представленных в разных стандартах
3. Работа с родителями Создание информационных стендов, памяток; проведение родительских собраний, консультаций, совместных занятий с детьми и т.д
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр: отбор, разработка, подготовка игр; включение детей в игровую деятельность; осуществление самостоятельной игры; подведение итогов, результатов игровой деятельности. Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольной организации и уровня развития детей.
Требования к технологии Технологическая основа. Научная база. Системность. Управляемость. Эффективность. Воспроизводимость.
Основы использования ИТ 1. Игровые приёмы и ситуации в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности. 2. Образовательный процесс объединён общим содержанием, сюжетом, персонажем. 3. Игры и упражнения формирующие одно качество или знание из образовательной области. 4. Игровой материал активизирует образовательный процесс и эффективность освоения учебного материала. 5. Последовательность игры: дидактическая цель в форме игровой задачи; образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал в качестве средств игры; выполнения дидактического задания связано с игровым результатом.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: РАССМОТРЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ.
Технология «Лэпбук» Она представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал.
Кольца Луллия приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора.
Характеристика педагогической игры чётко поставленная цель обучения; чётко поставленная цель обучения; управление ходом игры; управление ходом игры; учебно-познавательная направленность; учебно-познавательная направленность; подведение итогов и оценивание; подведение итогов и оценивание; соответствующий цели педагогический результат; соответствующий цели педагогический результат;
Виды педагогических игр по целевым ориентациям: Дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности; применение ЗУН в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие ВПФ, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, развитие мотивации учебной деятельности. Развивающие: развитие ВПФ, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Цвет, форма, величина
Обобщения
Наглядные модели обобщений
ФЭМП
2. ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ИГРЫ
Воспитание ЗОЖ
«Безопасность жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста»
3. СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ ИГРЫ
Мимическая гимнастика
Игра «Костёр» Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности
Ход игры: Представьте, что это костер. Дети встают по кругу, в середине обозначение костра, можно символ. Дети выполняют инструкцию ведущего. Представьте, что это костер. Дети встают по кругу, в середине обозначение костра, можно символ. Дети выполняют инструкцию ведущего. По команде «руки замерзли» - протянули руки к костру По команде «руки замерзли» - протянули руки к костру По команде «ой, какой большой костер» - машем руками По команде «ой, какой большой костер» - машем руками По команде «искры полетели» - хлопаем в ладоши По команде «искры полетели» - хлопаем в ладоши По команде «жарко» - отодвиньтесь от костра По команде «жарко» - отодвиньтесь от костра По команде «костер принес нам дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг костра. По команде «костер принес нам дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг костра.
4. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Развитие тактильных ощущений
Мелкая моторика
Игры с пуговицами
Работа над дыханием