ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: подходы к разработке, структуре и содержанию Нагимова Наталья Ивановна, ст. научный сотрудник НМЦ ПО, к.п.н.
Актуальность проблемы Доля здоровых новорожденных за последние годы снизилась с 48% до 26% 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья. До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение ЦНС). Не более 10% детей дошкольного возраста и 4% детей подросткового возраста абсолютно здоровы. 2
Традиционные формы специального образования (специальные коррекционные образовательные учреждения) Традиционные формы специального образования (специальные коррекционные образовательные учреждения) Инновационные формы (инклюзивное образование в условиях общеобразовательных учреждений) Инновационные формы (инклюзивное образование в условиях общеобразовательных учреждений) СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ обучающихся с ОВЗ 3
ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 2. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации.
ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 79 Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
ФЗ «Об образовании в РФ», ст Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Категории детей с ОВЗ дети с нарушениями зрения дети с нарушениями слуха дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) дети с задержкой психического развития (ЗПР) дети с нарушением интеллекта (У/О) дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) 7
ФГОС для обучающихся с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при разработке и реализации образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, адаптированной основной общеобразовательной программы
Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ Адаптированная основная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (ФЗ, ст.2, п.п. 28). Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разработанная на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.
Общая характеристика и назначение ФГОС Нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования с учетом особых образовательных потребностей различных категорий обучающихся составляет 4 (5) лет. Назначение Стандарта ( ФГОС с ОВЗ) Стандарт обеспечивает формирование личности обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей путем развития его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности.
Требования ФГОС для обучающихся с ОВЗ к структуре основных образовательных программ (соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансововым, материально- техническим и иным условиям; к результатам освоения основных образовательных программ 4 варианта программ на основе ФГО С
Структура адаптированной основной образовательной программы Пояснительная записка, в которой раскрыты: цели и задачи АООП, срок освоения АООП, психолого-педагогическая характеристика обучающихся (требования к развитию обучающихся). Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Структура адаптированной основной образовательной программы Содержание образования : Учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса Рабочие программы учебных предметов. Программа коррекционной работы. Программа духовно-нравственного развития. Программы специальных курсов. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; Программа внеурочной деятельности.
Структура адаптированной основной образовательной программы 4. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы; 5. Условия реализации ООП: кадровые условия, финансово-экономические условия, материально- технические условия, учебно-методические условия.
Деятельностный и дифференцированный подходы – основа Стандарта Это означает: признание в качестве основного средства достижения цели образования процесс организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся; признание того, что развитие личности обучающегося зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности; развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями современного общества и их успешной социальной адаптации
ФГОС с ОВЗ основа АООП НОО Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся - это основная образовательная программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию/компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию
Варианты образовательных программ на основе ФГОС с ОВЗ Вариант образовательной программы (А) предназначен для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме; Обучающийся, с ограниченными возможностями здоровья по данному варианту осваивает основную образовательную Программу, имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации. по итогам освоения программы получает аттестат о среднем образовании.
Вариант образовательной программы (В) Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающий вариант В, имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах.
Третий вариант образовательной программы (С) Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, не сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом для каждой категории обучающихся. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. На основе Стандарта создается адаптированная образовательная Программа, которая при необходимости индивидуализируется. К образовательной Программе создаются несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы.
Четвёртый вариант образовательной программы (D) Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (со сложными и множественными нарушениями развития) получает образование по адаптированной основной образовательной программе, созданной на основе индивидуального учебного плана. При значительном содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. Обязательной является специальная организация среды обучающегося для реализации его особых образовательных потребностей, развитие его жизненной компетенции в разных социальных средах (образовательной, дома и др.)