Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. 1
При разработке программы : Приказ Минобрнауки России от г « Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования » ( раздел 3): - содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой ( далее – адаптированная Программа ); 2
- под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование : специальных образовательных программ методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных ТСО коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента ( помощника ), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ОВЗ. 3
Принципы - коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательной организации ; - содержание коррекционной работы – это психолого - медико - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в физическом и ( или ) психическом развитии воспитанников ; - все специалисты образовательной организации осуществляют коррекционную работу. 4
Задачи - обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы ; - освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. - выбор и реализация образовательного маршрута в соответствии с ОВЗ ребёнка ; преодоление затруднений в освоении Программы. 5
Структура системы коррекционной работы включает взаимосвязанные диагностический, коррекционно - развивающий, оздоровительно - профилактический, социально - педагогический модули 6
Содержание коррекционной работы - выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и ( или ) психическом развитии ( содержание диагностического модуля ); - осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико - педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей, в соответствии с рекомендациями психолого - медико - педагогической комиссии ( содержание коррекционно - развивающего, оздоровительно - профилактического, социально - педагогического модулей ); - возможность освоения детьми с ОВЗ Программы и их интеграции в образовательной организации ( как результат коррекционной работы ). 7
Диагностический модуль Задачи диагностического модуля : выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие у ребёнка при освоении Программы ; определить причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении Программы. Содержание диагностического модуля составляют программы изучения ребенка различными специалистами. Направления, содержание комплексного изучения ребенка, перечень специалистов, изучающих причины затруднений ребенка при освоении Программы, отражены в таблице Таблица 7 Таблица 8 Таблица 7 Таблица 8 Таблица 7 Таблица 8 Таблица 7 Таблица 8 8
Индивидуально ориентированная психолого - медико - педагогическая помощь детям с ОВЗ ( коррекционно - развивающий, оздоровительно - профилактический, социально - педагогический модули ) Задачи коррекционно - развивающего модуля : - определить необходимые условия для реализации коррекционно - развивающей работы ; - разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка необходимыми специалистами при освоении Программы ( на основе полученных диагностических данных ); - организовать взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка, испытывающего трудности в освоении Программы. 9
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка с ОВЗ : - даёт представление о видах трудностей, возникающих у ребёнка при освоении основной общеобразовательной программы ; - раскрывает причину, лежащую в основе трудностей ; - содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции. 10
Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается ( таблица 9); ( таблица 9); - диагностической карты трудностей, возникающих у детей при освоении Программы, позволяющей составить банк данных детей с ОВЗ ( таблица 9);( таблица 9); ( таблица 10). ( таблица 10). - карты психолого - педагогического сопровождения детей, отражающей наиболее типичные трудности ; причину возникновения данной трудности, комплекс заданий для коррекционной работы по преодолению трудностей ( таблица 10).( таблица 10). Таблица 11 Таблица 11 Таблица 11 Таблица 11
Задачи оздоровительно - профилактического модуля : создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ, обеспечение их медико - педагогического сопровождения. Оздоровительно - профилактический модуль предполагает проведение индивидуальных профилактических мероприятий в соответствии с имеющимися условиями. Медико - педагогическое сопровождение за развитием ребёнка с ОВЗ осуществляется по плану профилактической работы учреждения. 12
Задачи социально - педагогического модуля : - повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ ; - взаимодействие с семьёй ребёнка с ОВЗ и социальными партнёрами. Социально - педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов ; организацию социально - педагогической помощи детям и их родителям, консультативную деятельность. 13
Результаты коррекционной работы Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение детьми с ОВЗ Программы. Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении Программы. Таблица 12 Таблица 12 Таблица 12 Таблица 12 14