Опыт работы Эльтемирова Х. Л-А., ПППО МБОУ «Курчалоевс- кая СОШ 3» КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ ПРОФСОЮЗНЫЙ КРУЖОК?
Практика работы профсоюзных кружков показывает, что это наиболее мобильный и эффективный способ профсоюзной учебы, оперативный канал информирования членов Профсоюза. Вы должны быть уверены, что использование данной формы профсоюзной работы значительно оживит и обогатит деятельность наших профсоюзных комитетов, позволит им повысить их собственный профессионализм, что естественным образом отразится и на членстве в Профсоюзе. ПРОФСОЮЗНАЯ УЧЁБА – ЭТО ВАЖНО
Это неформальная форма общения, и она позволяет руководителям профсоюзных кружков проявить свои творческие и профессиональные способности, максимально реализовать потребности работников в правовых знаниях, создать обстановку для самосовершенствования.
Сегодняшнее время требует усиления информированности членов коллектива, так как нужно быстро ориентироваться во времени, в обстановке. Профсоюзный кружок в образовательном учреждении как неформальное объединение работников проводится с целью изучения нормативно - правовых документов. Планирование профсоюзного кружка производится по интересам участников.
Информационная работа заключается в доведении до членов профсоюза материала газет и методического материала горкома профсоюза. Но в настоящее время эта работа должна совершенствоваться в каждом учреждении. Руководителем кружка в каждой первичной организации должен стать на первых порах председатель профкома, который во-первых, доступнее и профессиональнее донесет до членов кружка изучаемый материал, а во-вторых, вряд ли найдётся сегодня человек, согласный на такую общественную нагрузку.
Для подготовки занятия профсоюзного кружка руководитель должен определить: место и время проведения занятий; какую тему выбрать и чем она интересна для членов кружка и коллектива; чему должны научиться члены кружка; какие приемы и методы использовать на занятии; какие учебные материалы по данной теме есть и что еще необходимо подготовить.
Уметь информировать. Участник профсоюзного кружка прежде всего должен понять цель получения информации. Поэтому не надо жалеть времени на то, чтобы толково рассказать что к чему. РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОФСОЮЗНОГО КРУЖКА ДОЛЖЕН:
Учитывая, что большинство членов кружка – люди творческие, предпочитающие рассуждать, наиболее подходящая для них форма сотрудничества с руководителем такова: постановка проблемы, анализ всех «за» и «против», нахождение совместно с собеседниками правильного ответа. УМЕТЬ РАЗЪЯСНЯТЬ.
Для этого, в первую очередь, нужны факты, нормативные документы, правовые акты, тексты законов. Поэтому не стоит начинать общение в кружке, не имея должной подготовки к занятиям. УМЕТЬ ДОКАЗЫВАТЬ.
Руководитель должен помнить: доказав несостоятельность позиции оппонента, Вы, в лучшем случае, заставите его замолчать. Быстрая победа впечатляет, но не дает результатов. УМЕТЬ ОПРОВЕРГАТЬ.
Умение слушать состоит из трех слагаемых: а) внимания; б) дружелюбия; в) активности. УМЕТЬ СЛУШАТЬ.
Консультирование можно определить как помощь другим людям в определении возможностей и разрешении проблем. Умение делиться своими знаниями очень важно в деятельности руководителя профсоюзного кружка. УМЕТЬ КОНСУЛЬТИРОВАТЬ.
вовлекает всех членов кружка в работу; следит за тем, чтобы участники дискуссии слушали выступления коллег и учитывали мнение каждого; время от времени подводит промежуточный итог дискуссии; фиксирует выводы, но не оценивает их; РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОФСОЮЗНОГО КРУЖКА:
следит за доброжелательной обстановкой на занятии кружка; проводит четкую разделительную линию между своим личным мнением и ролью ведущего дискуссии; анализирует, что дают новые знания, носят ли рассматриваемые вопросы практический характер с последующим их применением и выполнением.
Руководитель кружка информирует членов Профсоюза о деятельности Профсоюза, изменениях в законодательстве, особенностях применения того или иного закона. Члены кружка в свою очередь поднимают собственные проблемы в связи с этим, высказывают свой взгляд на их разрешение.
В результате живого диалога выявляется более гибкий подход к проблеме, а в дальнейшем члены кружка, прошедшие обучение, становятся источником информации для других членов Профсоюза, а может быть и руководителем нового кружка. Таким образом, происходит расширение сети и больший охват членов Профсоюза учебой. Для этого не требуется больших финансовых затрат.
Кружки – это продуктивный диалог, для которого характерны готовность слушать и уважать позицию оппонента, умение отстаивать свою точку зрения не эмоциональным напором, а логикой аргументов. Такой стиль общения создает ощущение психологического комфорта. Другая задача кружка - улучшение морально-психологического климата в коллективе.
Первое правило руководителя профсоюзного кружка: - Провести кружок только тогда, когда отвечу на следующие вопросы: ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ КРУЖКА…
Зачем нужна работникам именно эта тема кружка? Где я буду проводить кружок? Комфортно ли помещение? При помощи каких средств обучения я донесу данную тему до слушателей? Удобно ли слушателям именно это время? С кем, с какой категорией работников я сегодня беседую? Какой итог я хочу иметь, каким практическим умениям или теоретическим знаниям научить?
- Я должен знать, будет ли слушателям увлекательно на занятии, пройдет ли обучение весело?! Именно это – залог эффективности обучения взрослых. ВТОРОЕ ПРАВИЛО:
А мне самому эта тема интересна? Актуальна для нашего коллектива? С удовольствием ли я готовлю этот кружок? Может его лучше подготовит кто-то другой? И только потом я могу пожелать себе удачного занятия кружка. Я должен быть уверен, что время не будет потрачено зря! ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО:
Неформальный стиль кружковой работы предполагает различные формы его проведения – решение ситуационных задач, деловые и ролевые игры, мозговые атаки, разговор с экспертом, консультирование, разработка конкретных проектов, метод нахождения и приведения в действие резервов, метод обнаружения и устранения ошибок, тематические дискуссии и др.
Деловая игра. Она используется для подведения итогов изучения какой-либо темы. Основное место в таком мероприятии занимает групповая деятельность. Продумывается сценарий, определяются роли, задания, регламент. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФСОЮЗНЫХ КРУЖКОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПЕРВИЧНОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Она состоит из диалога или основного сообщения, который делает руководитель кружка, директор школы, председатель профкома, приглашенное лицо, обсуждения и принятия резолюции или рекомендаций. Вопросы конференции показываются. КОНФЕРЕНЦИЯ…
Для его подготовки отбираются важные, интересные для обсуждения вопросы. Продумывается организация круглого стола (стол, минеральная вода, цветы…). Главное правило круглого стола - подготовленность и заинтересованность каждого участника. КРУГЛЫЙ СТОЛ…
Например, Вас незаслуженно наказали. И далее руководитель кружка разыгрывает ситуацию до логического завершения в пользу работника. ИМИТАЦИЯ КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ…
Например, составить «портфолио», заявление и т.д. ОБУЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИМ УМЕНИЯМ…
С Уставом Профсоюза, Уставом образовательного учреждения, Правилами внутреннего трудового распорядка и т.д. РАБОТА С ИНСТРУКТИВНО- ДИРЕКТИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ…
Далее, разрабатывается программа профсоюзного кружка, на основе которой составляется план-конспект занятия с постановкой цели и задач данного занятия, в журнале делается соответствующая запись (учёт отсутствующих, роспись руководителя о проведении данного занятия и т. д.). До участников кружка доводится информация относительно периодичности занятий, с обязательным вывешиванием накануне, напоминающего о занятии объявления.