Взаимосвязь трудностей возникающих у ребенка при обучении с уровнем развития универсальных учебных действий ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Низкий уровень сформированности внутренней позиции школьника, не сформирована мотивация учебной деятельности Отрицательное отношение к школе, учебной деятельности Не проявляет интереса к получению новых знаний Не проявляет интереса к жизни класса ТРУДНОСТЬПРОБЛЕМА
Не ориентируется на моральную норму, не оценивает действий с точки зрения моральной нормы Не может справедливо разделить обязанности, прийти на выручку однокласснику Не соблюдает правил поведения в школе Не адекватно воспринимает оценку со стороны взрослого, сверстника ПРОБЛЕМА ТРУДНОСТЬ
Рекомендации: 1. Включать в групповую и парную работу, консультационную деятельность. 2. Создание ситуации успеха на уроке посредством доступных заданий и положительной оценки. 3. Привлекать к социальным ролям в классе и дома (дежурный, помощник учителя и т. п.) 4. Учить оценивать ответы, работы соседа по парте, одноклассника. 5. Учить анализировать свою работу, степень её сложности.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Низкий уровень объема и качества произвольного внимания. Низкий уровень работоспособности При выполнении работы не удерживает программу действий до конца При выполнении задания нуждается в постоянном контроле со стороны учителя Не может ответить на вопрос что собирается делать, что делал Не видит своих ошибок Не умеет планировать свою деятельность при выполнении задания Не может исправить ошибку по указанию взрослого ПРОБЛЕМА ТРУДНОСТЬ
Рекомендации: Задания, которые применяются для развития регулятивных универсальных учебных действий: * рассказать по картинке, найди отличия, найди лишнее, найди ошибку и исправь; * пиктограммы, упражнения на развитие зрительно-опосредованной, зрительно- слуховой, ассоциативной, кратковременной памяти. * работа по алгоритму, расскажи по цепочке. расскажи и выполни по порядку, восстанови порядок по образцу.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Нарушения межличностных отношений. Не сформированы навыки сотрудничества НЕ умеет слушать других ребят Не принимает иную точку зрения Не может согласовать действия с партнером ПРОБЛЕМА ТРУДНОСТЬ
Рекомендации: 1. Создать ситуацию успеха на уроке посредством доступных заданий и положительной оценки. 2. Учить высказывать свою точку зрения, сравнивать с точкой зрения других ребят. 3. Привлекать к работе в группе, паре. 4. Учить оценивать ответы, работы соседа по парте, одноклассника.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Низкий уровень объема и качества произвольного внимания. Низкий уровень работоспособности. Низкий уровень объема слухоречевого запоминания (и других видов памяти (логической, смысловой)) Не может на следующем уроке воспроизвести ранее изученный материал Не может воспроизвести правило (термин и т.д.) в измененной ситуации. Не может указать на изучаемый объект (иллюстрации при изучении нового материала) ПРОБЛЕМАТРУДНОСТЬ
Низкий уровень развития понятийного мышления, словесно- логического и словесно-наглядного мышления Не может использовать правило или образец при решении упражнений, задач, повторить способ действия Не может указать на изучаемый объект (иллюстрации при изучении нового материала) Не умеет работать по наглядным моделям Не понимает условных обозначений Не умеет выделять существенные признаки объектов Затрудняется составить рассказ по картинке, домыслить недостающее звено Затрудняется при упорядочивании объектов по признаку и т.д. ТРУДНОСТЬПРОБЛЕМА
Рекомендации: Задания, которые применяются для развития познавательных универсальных учебных действий: * Расскажи по картинке, найди различия, найди лишнее. * Пиктограммы, упражнения на развитие зрительно опосредованной, зрительно-слуховой, ассоциативной, кратковременной памяти, работа по алгоритму (игра «Кто больше запомнит», игра «Назови предметы на предыдущей картинке», игра «Повтори за мной») * Составь рассказа по картинке, придумай сказку, расскажи по порядку, подбери нужный вариант к схеме. * Ответь по образцу. Ответь на вопрос. * Работа по алгоритму, по инструкции взрослого, по образцу. Выполнение словесных поручений, анализ образца, сделай по образцу. * Решение задач, соотнеси цифру и число, звук и букву, сравни предметы, что общего в двух предметах, Вставь недостающую фигуру, составь слово из двух других слов. Соедини буквы так, чтобы получилось слово. Объедини фигуры по двум, трём признакам.