ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ В РЕЖИМЕ РАБОТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Работу выполнила учитель начальных классов Н. Б. Закарлюка, МАОУ СОШ 2.
Цели домашнего задания повторение и закрепление материала, изученного на уроке ; индивидуальное повторение и закрепление учебного материала ; создание предпосылок к изучению нового материала на уроке ; развитие творческого потенциала учащихся ; рост личного потенциала одарённых и высокомотивированных учащихся ; развитие умений и навыков проектной деятельности ; формирование качеств самообразования в т. ч. проектирования, управления временем.
Примерный алгоритм выполнения домашнего задания ученика 2- го класса 1. Готовлю рабочее место для выполнения домашней работы по математике. Достаю из портфеля дневник, учебник и тетрадь по математике, пенал. 2. Открываю дневник и читаю, какое задание задали мне по математике. 3. Открываю учебник по математике и нахожу этот номер задачи. 4. Открываю тетрадь и записываю слова « Домашняя работа », « Задача ». 5. Читаю задачу. 6. Решаю задачу, используя черновик. 7. Записываю решение задачи в тетрадь. 8. Даю тетрадь на проверку.
Нормативы, лежащие в основе организации домашнего задания. Основным документом, регламентирующим объёмы домашнего задания, Являются Сан ПиН – 10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от Сан ПиН – 10, устанавливают нормы домашнего задания в зависимости от класса : 1- й класс – без домашнего задания в течение всего учебного года ; 2 - й класс – не более 1,5 ч каждый учебный день ; 3- й класс - не более 1,5 ч каждый учебный день ; 4- й класс - не более 2 ч каждый учебный день ;
Памятка для педагогов « Особенности методики организации домашнего задания в начальных классах ». 1. Домашнее задание предназначено для самостоятельной работы учащегося. 2. Домашнее задание периодически должно быть дифференцированным или индивидуальным. - не все учащиеся в классе получают домашнее задание ( зависит от личных достижений ); - каждый учащийся получает персональный вопрос по материалам параграфа или раздела учебника, на который готовит ответ ; - класс делится на группы, каждая группа получает специальное домашнее задание ; - по результатам контрольных, проверочных, самостоятельных работ каждый учащийся получает индивидуальное домашнее задание, в зависимости от личных достижений ; - учащиеся, нуждающиеся в педагогическом сопровождении ( болезнь, длительное отсутствие по семейным обстоятельствам ) получают индивидуальное домашнее задание ; - высокомотивированные учащиеся получают домашнее задание повышенного уровня или получают задание с целью подготовки к олимпиадам.
3. Объяснение особенностей данного домашнего задания, а так же способов и приёмов его выполнения осуществляется учителем на уроке. 4. Упражнения, которые ученики на успели выполнить на уроке, не являются спонтанным домашним заданием. 5. Домашнее задание, выполненное учащимися, обязательно контролируется и оценивается учителем. Особенно тщательный контроль требуется при проверке домашнего задания во 2- ом классе. 6. Литературные произведения, предназначенные к заучиванию наизусть и к пересказу, следует задавать на дом только в случае полноценной работы над их содержанием и художественными особенностями на уроке. 7. Организация самостоятельного чтения детской художественной литературы возможна в форме домашнего задания. 8. Наблюдения за окружающим миром и опытная деятельность могут быть домашним заданием. 9. Домашние задания должны быть регулярными. Регулярность – не означает ежедневность.
Домашнее задание можно не задавать в случаях, когда : Все учащиеся справились с учебной задачей урока, закрепление материала дома не обязательно ; Вторая половина учебного дня максимально наполнена занятиями внеурочной деятельности ( посещение театра, музея, проведение спортивных соревнований с выездом из школы, концерт для родителей в честь праздника и т. д.) Наблюдается переутомление и усталость высокой степени всех или отдельных учащихся. Часто такая ситуация наблюдается в период массовых заболеваний, в конце четверти или в конце учебного года. Домашнее задание не обязательно должно быть по всем предметам учебного дня. При приучении учащихся к выполнению домашнего задания во 2- ом классе возможна облегчённая форма домашней работы. Можно задать задание по одному предмету, например по математике, а на следующий день – по русскому языку. Так можно поступать и в 3-4- х классах в отношении ослабленных и низко мотивированных учащихся. Организация контрольной работы или диктанта не является основанием для отсутствия домашней работы.
Учителю не рекомендуется : Задавать на дом для изучения новый учебный материал. Ребёнок не должен осваивать учебную программу дома, исключение составляют долго болеющие дети. Чрезмерно увеличивать объём домашнего задания с целью « потренироваться ». Задавать задание на выходные, праздничные и каникулярные дни. Задавать сочинения и изложения на дом. В случае наличия в некоторых учебных программах таких форм работы необходимо проводить в классе полную подготовку к выполнению подобных заданий. Задавать домашнее задание по музыке, изобразительному искусству, технологии и физической культуре, исключение составляет проектная деятельность.