Как привлечь учащихся Этапы исследовательской деятельности Создание проектов. Цель создания проектов Основные требования к проекту Технология и результативность Компьютерные технологии Этапы работы Описание, оформление и защита
1. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира.
2. Этапы исследовательской деятельности 1. Определение проблемы, выбор темы исследования, постановка цели и задач. 2. Обзор состояния проблемы, степень ее изученности. 3. Выбор или разработка методики исследования. 4. Сбор материала. 5. Обработка материала, получение результатов. 6. Выводы.
3. Создание проектов в обучении биологии
Суть метода проектов Метод проектов представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности обучающегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания образовательного продукта, обладающего объективной или субъективной новизной и имеющего практическую значимость.
4. Основные требования к организации проекта A Создается по инициативе обучающихся и должен быть значимым для них B Решаемая с помощью проекта проблема и предполагаемые результаты должны иметь практическое значение C Работа является самостоятельной и носит исследовательский характер D Проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач, допускаются изменения в процессе осуществления
5. Технология и результативность создания проекта Самоактуализация Самоопределение Самовыражение Самоутверждение УДОВЛЕТВОРЕНИЕ познавательной потребности
6. Компьютерные технологии в проектной деятельности
7. Этапы работы ученика в процессе исследования 1 определение темы, результата работы 3 подбор источников информации 2 разработка плана действий 4 составление плана проекта 5 конспектирование 6 консультации, рецензирование 7 первичная презентация, защита
8. Описание исследовательской работы обоснование актуальности проблемы исследования, определение объекта и предмета исследования AВВЕДЕНИЕ результаты, полученные в ходе исследования CЗАКЛЮЧЕНИЕ описание исследования BОСНОВНЫЕЧАСТИ
9. Оформление исследовательской работы титульный лист оглавление Введение Основная часть заключение список информационных ресурсов
Введение Во введении автор должен с точки зрения актуальности и новизны обосновать выбор темы, поставить цель и задачи исследования. Во введении надо зафиксировать исследуемую проблему, её предполагаемое решение или гипотезу, пути достижения цели или доказательства гипотезы и дать примерный обзор построения исследовательской работы. Описать объект и предмет исследования. Раскрыть методы исследования. Указать имеющуюся практическую базу исследования.
Правильная постановка и ясная формулировка проблемы очень важна, ибо она в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Сформулировать научную проблему - значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.
С проблемой тесно связан объект и предмет исследования. Объект и предмет исследования как категория научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему работы.
Из предмета исследования вытекают его цель и задачи. Цель - это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении исследования(цель может быть только одна). Можно поставить целью: выявить...; установить...; обосновать...; уточнить...; разработать... Задачи - это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели.
В переводе с древнегреческого языка гипотеза значит «основание, предположение». Гипотеза указывает, как исходный факт следует преобразовать в такое состояние, которое требуется. При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так..., как...»; «при условии, что...». Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: быть проверяемой; содержать предположение; быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам.
После формулировки гипотезы следует этап определения методов исследования. Метод - это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему.
Чаще всего именно эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование; изучение, эксперимент). Для каждого этапа исследования продумываются такая совокупность методов, которая обеспечивает полное и правильное решение поставленных задач.
Основная часть В основной части обычно описываются результаты, полученные в ходе исследования (рисунки, таблицы, диаграммы т.д.) При анкетировании эта часть должна содержать результаты статистических данных и метод определения их достоверности. Выводы или заключение. Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты исследования. Выводы -это в своём роде краткие ответы на вопрос - как решены поставленные исследовательские задачи. Заключительная часть
Использованная литература Количество использованной литературы показывает объём материала, который учащийся проработал в ходе исследовательской работы. Источниками могут служить сборники статей, научные журналы, базы данных в Интернете и т.д. При выборе литературы рекомендуется выбирать более новые издания. В использованной литературе указываются только те материалы, на которые ссылается автор. Приложения Приложения связаны с основной частью работы, это самый интересный первичный и дополнительный материал, представленный чаще всего графически (таблицы, формы анкет и т.д.). Язык работы Работа должна быть написана чётким и ясным литературным языком, присущим для данного предмета. Сленг не допустим в исследовательской работе.
10. Защита проекта
Используемая литература 1. Масленникова А.В., Бессонова И.П. «Организация детской научно – исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях» Центр «Школьная книга, «Развитие исследовательской деятельности учащихся»: методический сборник – М: Народное образование, Якиманская И.С. «Технология личностно – ориентированного образования» – М: Чечель И.Д. «Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов» Директор школы, 4, Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»: учебное пособие – М: Народное образование, 1998.