Универсальные Учебные Действия УУД – обобщенные способы деятельности, способствующие саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся. (А.Г. Асмолов,Г.В. Бурменская,И.А. Володарская, и др.) УУД – это способность субъекта к сознательному и активному приобретению нового социального опыта. УУД - совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирования умений, включая организацию этого процесса.
Функции УУД в географическом образовании Обеспечивают деятельностный характер образовательного процесса Позволяют школьнику освоить различные виды деятельности Раскрывают связь теории с практикой обучения, с жизнью Обеспечивают успешное усвоение географических знаний, формирований умений Способствуют личному и профессиональному самоопределению Закладывают основы для формирования компетенций в условиях профессионального образования
Классификация заданий по формированию УУД в обучении географии
Преемственность Связь между поколениями в процессе развития… Одно из проявлений перехода количественных изменений в качественные Совокупность традиций, воспроизводящих нормы социального поведения…
Преемственность в обучении Связь между образовательными ступенями Переход на количественно и качественно новый уровень обучения Соответствие принципов, содержание программ, методов и средств обучения
УУД формируемые на уроках окружающего мира в начальной школе Личностные УУД. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
УУД формируемые на уроках окружающего мира в начальной школе Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно- научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Преемственность универсальных учебных действий начальная школа – 5-6 класс основной школы Универсальные учебные действия ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника и других источниках, в том числе используя ИКТ Владеть разными видами смыслового чтения: вычитывать фактуальную, под текстовую, концептуальную информацию Анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов и абстрактных понятий Классифицировать (группировать) по заданным основаниям факты, явления и абстрактные понятия Сравнивать по заданным основаниям факты, явления, абстрактные понятия Устанавливать причины явлений и их следствия Устанавливать аналогии (в том числе создавать модели объектов) с помощью учителя и самостоятельно Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, схема, план), в том числе используя ИКТ
Универсальные учебные действия РЕГУЛЯТИВНЫЕ Определять цель, обнаруживать и формулировать проблему (урока, проекта) с помощью учителя и самостоятельно Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе Планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно Работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно Оценивать степень успешности достижения цели по критериям, определять причины успеха или неуспеха Преемственность универсальных учебных действий начальная школа – 5-6 класс основной школы
Универсальные учебные действия КОММУНИКАТИВНЫЕ Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами Быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, критичной самооценки Участвовать в диалоге: слушать и слышать другого Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в том числе вести диалог с автором текста) Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей Работать в паре, группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.), участвовать в выработке решения Предотвращать и преодолевать конфликты идти на взаимные уступки, уметь договариваться Преемственность универсальных учебных действий начальная школа – 5-6 класс основной школы
Универсальные учебные действия ЛИЧНОСТНЫЕ Отделять оценку поступка от оценки человека, оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях Отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (в том числе свои) Объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей в однозначных и неоднозначных ситуациях Осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели Объяснять, что связывает тебя как гражданина России с твоей Родиной Строить отношения с людьми, не похожими на тебя, уважать иную культуру, не допускать оскорбления Пользоваться правилами поведения, общими для всех людей, в том числе для выхода из конфликтов Выбирать поступок в однозначно оцениваемых и неоднозначных ситуациях Признавать свои плохие поступки и отвечать за них (принимать наказание, определять для себя наказание) Преемственность универсальных учебных действий начальная школа – 5-6 класс основной школы
Шаг 1. Внимательно изучить программу формирования УУД в начальной школе, познакомиться с портретом выпускника начальной школы Шаг 1. Внимательно изучить программу формирования УУД в начальной школе, познакомиться с портретом выпускника начальной школы Шаг 2. Посетить уроки природоведения в начальной школе в целях соблюдения концепции деятельностного подхода, для понимания того, как реализуются сформированные умения Шаг 2. Посетить уроки природоведения в начальной школе в целях соблюдения концепции деятельностного подхода, для понимания того, как реализуются сформированные умения Шаг 3. Разработать и провести совместно с учителем начальных классов один (несколько) уроков деятельностного типа. Шаг 3. Разработать и провести совместно с учителем начальных классов один (несколько) уроков деятельностного типа. Шаг 4. На собрании МО обсудить предпринятые шаги, наметить условия и пути формирования универсальных действий Шаг 4. На собрании МО обсудить предпринятые шаги, наметить условия и пути формирования универсальных действий Шаг 5. Проанализировать диагностику результатов при переходе школьников на основную ступень образования Шаг 5. Проанализировать диагностику результатов при переходе школьников на основную ступень образования Шаг 6. Разработать рабочую программу, в которой отразить усложнение учебных действий Шаг 6. Разработать рабочую программу, в которой отразить усложнение учебных действий